Занятие развитию речи теме птицы. Занятие по развитию речи. Дидактическая игра «Скажи наоборот»

«Дикие птицы»

Цель: Формировать преставление о зимующих и перелётных птицах. Задачи: Закрепить понятие «перелётные, зимующие, водоплавающие птицы».

Знать их строение, внешние признаки, их повадки и передвижение. Также развивать умение образовывать существительные в родительном падеже, сложные слова. Подбирать слова-антонимы. Воспитывать внимательное отношение к языку, желание говорить правильно.

Материал: Предметные картинки зимующих и перелётных птиц, разрезные картинки птиц, грамзапись пения птиц. Игрушка кота.

Ход занятия. Звучит грамзапись пения птиц. На магнитной доске изображение зимующих птиц.

Педагог:

- Выпал в лесу первый снег. Замело полянки и дорожки, пригорки и овражки. Стоят деревья все в снегу. Тихо. Ни одна ветка не шелохнётся. Вдруг на лесную поляну прилетела ворона и подняла крик: «Птицы! Летите скорее сюда! Мы приход зимы проворонили, не заметили. Зима пришла, а мы не подготовились!»

- «Что ты каркаешь!» - отвечает тетерев. У меня есть перья. Это и есть моё спасение. Птичьи перья от холода спасут, а глубокие сугробы от врагов защитят. Ночью мы, тетерева, спим глубоко под снегом. Нас там ни один хищник не достанет. А днём высоко на деревьях сидим, клюём почки да семена разные. Мы зимы не боимся. Каждый к зиме по-своему готовится. Перья и у тебя есть, а почек, семян да ягод сухих на деревьях и для тебя хватит. Не замёрзнешь и с голоду не пропадёшь.

- Назовите зимующих птиц.

1. Назовите ласково птиц, которых вы видите. сова - совушка воробей - воробушек

синица - синичка ворона - воронушка

снегирь - снегирёк ласточка -

- Какая из этих птиц лишняя?

- Назовите перелётных птиц? Почему их называют перелётными? Что есть только у птиц? Что умеют делать все птицы? (летать)

Птицы осенью (улетают)

Весной птицы (прилетают)

С дерева на дерево (перелетают)

К кормушки (подлетают)

С кормушки (слетают)

В гнёздышко (влетают)

2. Хорошо птицам в тёплых странах, но почему же они возвращаются назад.

- Чем занимаются птицы по возвращению на Родину? (строят гнёзда, выводят птенцов, ищут корм, растят птенцов...)

- Из чего птицы вьют гнёзда? (из перьев, из прутиков, из пуха, из мха, из соломы.)

3. Радуются птицы весне, но каждая по-своему. Как? Что делают? Воробей - чирикает, скачет, прыгает, летает, клюёт.

Грач - ходит, перепрыгивает, ищет корм.

Утка - плавает, ныряет.

Цапля - ловит лягушек, стоит, ходит, перешагивает.

Ласточка - щебечет, парит.

4. Рады пернатые весне на разные голоса. Ласточка - щебечет.

Соловей - поёт. Утка - крякает. Кукушка - кукует.

Приветствуют их зимующие. Воробей - чирикает. Синица - поёт. Голубь - воркует. Сорока - трещит. Ворона - каркает.

5. Но у всех птиц есть один очень страшный враг - кот. Для маленьких птенцов он не кот, а котище.

У него не усы, а...

Не лапы, а...

Не глаза, а...

Неуши, а...

Давайте прогоним его от наших птиц.

6. Дидактическая игра «Чего не хватает» Силуэт птицы без какой-нибудь части тела.

{ нет хвоста, глаз, крыльев и т.д. Дети называют)

7. Физкультминутка

Птички прыгают, летают.

Крошки птички собирают.

Перышки почистили,

Клювики почистили.

Птички летают, поют,

Зёрнышки клюют.

8. Кто это? {сравнение цапли и воробья)

У воробья туловище мелкое, а у цапли крупное.

У воробья голова маленькая, а у цапли...

У воробья клюв короткий, а у цапли...

Воробей юркий, а цапля...

Где живёт каждая птица? Что означает слово «водоплавающая»? Из каких двух слов образовано?

9. Дидактическая игра «Длинное слово»

- Я вам говорю два коротких слова, а вы одно длинное.

У цапли длинные ноги - длинноногая.

У синицы жёлтая грудь - желтогрудая.

У дятла красная голова - красноголовый.

У аиста белое крыло - белокрылый.

10. Итог занятия.

Анализ занятия.

- Ребятам сложно было образовывать существительные в родительном падеже. Не справлялись со сложными словами.

- Дети справились и правильно поняли смысловые оттенки значений существительных, образованных с помощью суффикса -ищ-

- Следует продолжать обучать образовывать сложные слова, совершенствовать умении находить однокоренные слова.

    · Какие птицы прилетают весной?

    · Как одним словом назвать птиц, которые осенью улетают, а весной возвращаются?

    · Какие загадки вы знаете о птицах?

    4 часть: Игра

· Если у птицы длинный хвост? (длиннохвостая)

· Про какую птицу говорят длиннохвостая? (сорока)

· Если у птицы черная голова? (черноголовая)

· Если у птицы белый бок? (белобокая)

Физкультминутка «птицы»

И обратно улетели.

5 часть: Игра: «зашифрованное слово»

Голуби -в голубятне; Скворец - в скворечнике;

Динамическая пауза.

Стихотворение «птичка»

Дети: Скворчата

Дети: Кукушата

Вос-тель: А если он один?

Дети: Кукушонок

Дети: Галчата

Дети: Воробушки

Вос-тель

Мама- воробьиха:

Вос-тель:

Воробышек: Где моя мама? Где мой домик?

Вос-тель:

Воробышек:

Ворона : А тебе чей нужен?

Воробышек: Воробьиный.

Ворона:

Вос-тель:

Воробышек: Чей это домик?

Дятел: А тебе чей нужен?

Воробышек: Воробьиный.

Дятел:

Вос-тель:

Воробышек : Чей это домик?

Скворец: А чей тебе нужен?

Воробышек: Воробьиный.

Скворец:

Вос-тель:

Воробышек: Чей это домик?

Голубь : А чей тебе нужен?

Воробышек: Воробьиный.

Голубь:

Воробышек:

Голубь:

Воробышек: Покажи пожалуйста!

Вос-тель:

Воробьиха:

Воробышек:

Голубь:

Вос-тель:

Итог занятия:

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого занятия по развитию речи «Птицы весной» (подготовительная группа) »

Конспект занятия по развитию речи

«птицы весной»

(подготовительная группа) План-конспект занятия.

Тема: «Птицы весной».

Цель занятия:

    Закрепить название весенних месяцев и признаков природы.

    Различать и называть птиц, используя в ответе «перелетные птицы».

    Учить загадывать и отгадывать загадки.

    Основная задача: учить детей образовывать новые слова

    Прилагательные и существительные

    Сложные слова из двух простых

    Закреплять названия детенышей птиц

    Называть домики птиц.

    Пересказ с элементами драматизации сказки «Где мой домик?».

Речевой материал:

Существительные:

Птица,ворон,сорока,голубь,дктел,ласточка,скворец,воробей,грач,соловей, жаворонок, кукушка, стая, дупло, голубятня, скворечник.

Прилагательные:

Воробьиный, воронье, снегириная, утиная, гусиная, воронья, журавлиная, красногрудая, белобокая, длиннохвостая, сладкоголосая.

Глаголы:

Полететь, свить, покаркать.

1 часть: Организационный момент: (звучат в грамзаписи голоса птиц, дать детям послушать). Воспитатель: Займет свое место тот, кто назовет любую птицу (дети сели на стульчики.)

2 часть: Воспитатель: Послушайте загадку. О каком она времени года? Она приходит с ласкоюИ со своею сказкою. Волшебной палочкой взмахнет, В лесу подснежник расцветет.(весна)

3 часть: Воспитатель:

    Назовите приметы весны (назвали)

    Какие птицы прилетают весной?

    Как одним словом назвать птиц, которые осенью улетают, а весной возвращаются?

    Какие загадки вы знаете о птицах?

(дети загадывают загадки,а воспитатель выставляет картинки с изображением птиц)

Как называется большая группа птиц? (стая)

Как будет называться стая воробьев, снегирей, ворон, уток, журавлей, гусей?

4 часть: Игра : «скажи правильно».Воспитатель спрашивает:

    Если у птицы красная грудка, она какая? (красногрудая)

    Если у птицы длинный хвост? (длиннохвостая)

    Про какую птицу говорят длиннохвостая? (сорока)

    Если у птицы черная голова? (черноголовая)

    Если у птицы белый бок? (белобокая)

Физкультминутка «птицы»

Птицы в гнездышках сидят и по сторонам глядят

Погулять птенцы хотят, из гнезда они летят.

На березку птички сели, головою повертели

И обратно улетели.

Налетались, утомились, в свои гнезда возвратились.

5 часть: Игра: «зашифрованное слово»

Воспитатель обращает внимание детей на пособие «дерево. На этом дереве скрываются птицы, а какие вы узнаете, если прочитаете слоги и поменяете их местами.

(дети читают слоги, а из слогов образуют слова: голуби, дятел, скворец, воробей)

Назовите домики, в которых живут эти птицы.

Голуби -в голубятне; Скворец – в скворечнике;

Дятел- в дупле; Воробей- в гнезде.

Динамическая пауза.

Воспитатель: Ребята, весной у птиц появляются птенцы, они любопытные и непослушные, как и все дети.

Стихотворение «птичка»

Воспитатель: как называются птенцы у скворца?

Дети: Скворчата

Вос-тель: Как называются птенцы у кукушки?

Дети: Кукушата

Вос-тель: А если он один?

Дети: Кукушонок

Вос-тель: Как называются птенцы у галки?

Дети: Галчата

Вос-тель: Как называются птенцы у воробья?

Дети: Воробушки

А с воробышком приключилась вот какая история. (Пересказ с элементами драматизации сказки « Где мой домик?»

Сказка

Оборудование: шапочки с изображением птиц.

Вос-тель : Жил-был воробышек со своей мамой воробьихой. Однажды он решил полетать, посмотреть, что кругом творится.

Мама- воробьиха: Далеко не улетай и запомни: наш домик воробьиный

Вос-тель: Воробышек летал, летал и не заметил, как заблудился.Страшно ему стало.

Воробышек: Где моя мама? Где мой домик?

Вос-тель: Стал бедный птенчик стучаться в каждый домик и спрашивать: «Чей это домик?»

Подлетел он к вороньему гнезду и спрашивает:

Воробышек: скажите пожалуйста,чей это домик?

Ворона : А тебе чей нужен?

Воробышек: Воробьиный.

Ворона: Нет, это не воробьиный домик, а воронье гнездо. Здесь я живу, ворона.

Вос-тель: заплакал воробьишко и полетел дальше. Видит чей-то домик, постучал и спрашивает

Воробышек: Чей это домик?

Дятел: А тебе чей нужен?

Воробышек: Воробьиный.

Дятел: Нет, это не воробьиный домик, а дупло дятла. Здесь я живу, дятел.

Вос-тель: Заплакал воробьишко и полетел дальше. Видит чей-то домик, стучится и спрашивает:

Воробышек : Чей это домик?

Скворец: А чей тебе нужен?

Воробышек: Воробьиный.

Скворец: Нет, это не воробьиный домик, а скворечник. Здесь живу я,скворец.

Вос-тель: Заплакал воробьишко и полетел дальше. Видит еще один домик, постучался, спросил:

Воробышек: Чей это домик?

Голубь : А чей тебе нужен?

Воробышек: Воробьиный.

Голубь: Нет, это не воробьиный домик, а голубятня. Здесь я живу, голубь.

Воробышек: Заплакал воробьишко: Что же мне делать? Как найти домик? Голубю стало жалко воробьишко.

Голубь: Хочешь, я покажу где твой домик?

Воробышек: Покажи пожалуйста!

Вос-тель: Полетели они вместе и нашли воробьиный домик. Обрадовался воробьишко и его мама, стали благодарить голубя.

Воробьиха: Спасибо тебе, голубь, ты очень добрая птица!

Воробышек: Спасибо голубь, что ты помог найти мне мою маму и домик.

Голубь: А ты, воробьишко, слушайся маму и больше не улетай далеко от дома.

Вос-тель: Вот такая история приключилась,с маленьким воробышком.

Ребята, а мне кажется, что воробышек заблудился, потому что не знал свой домашний адрес и какие-то ориентиры по-которым можно найти свой дом.

А вы все знаете свой домашний адрес? (дети называют свой домашний адрес)

Молодцы, вы никогда не заблудитесь!

Итог занятия:

Дети, мы много сегодня говорили о птицах, называли признаки весны, учились образовывать новые слова, делили слова на слоги. Показали сказку, называли свой домашний адрес. Молодцы, все вы очень хорошо работали.

Татьяна Басакова
Конспект занятия по развитию речи «Поможем птицам вместе»

Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в старшей группе

по теме : Составление рассказа «Поможем птицам вместе » .

Задачи приоритетной образовательной области :

«Коммуникация» : формировать умение составлять рассказ на заданную тему по опорным картинкам; упражнять в словообразовании сложных прилагательных, в образовании названия птиц с уменьшительными суффиксами; умение составлять рассказ в парах, по цепочке.

«Социализация» : Развивать речь , память, внимание, слуховое восприятие.

Задачи ОО в интеграции :

«Познание» : закрепить и уточнить название зимующих птиц , их характерные внешние признаки, условия жизни птиц ; воспитывать бережное отношение к птицам , желание помочь им .

«ЧХЛ» : умение слушать и понимать текст, знать образные выражения.

«Музыка» :развитие музыкально-художественной деят-ти.

«Здоровье» : сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

Предпосылки учебной деятельности : коммуникативные- умение рассказывать по цепочке, по парам.

Планируемые результаты ННОД : умение составлять и рассказывать по цепочке и в парах.

Оборудование для педагога : дерево с птицами , мольберт с птицами , аудиозапись, опорные картинки.

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

средства

у детей Образовательные

задачи Целевые

ориентиры

(характеристики)

Дети играют в группе.

Дети, посмотрите вокруг у нас в группе что-нибудь изменилось?

Проводится игра «Что изменилось» ?

Правильно вы сказали, что у нас в группе появилось дерево с птицами . А какие птицы к нам прилетели (ответы детей) .

Почему мы их называем зимующими (ответы детей)

Почему они к нам прилетают (ответы детей) .

На какое слово похоже слово «зимующие» ? (ответы детей) .

Какая бывает зима?

Слышится шум вьюги и тревожное щебетание птиц .

Ребята, что это? (ответы детей) .

Какой ветер?

Как вам стало от такого ветра?

А птицам как ?

Почему они так тревожно щебечут? О чём они хотят нам сказать? (ответы детей) .

Мы им можем помочь ? Чем? Как?

Социализация (коммуникативная) .

Познание

.

Музыка Игровая ситуация.

Диалогическая беседа.

Аудирование. Слово

Дерево с зимующими птицами .

Организовать детей, развивать память , речь, внимание.

Развитие диалогической речи .

Развитие слухового восприятия. Эмоционально- отзывчивые, организованные.

Имеющие первичные представления о зимующих птицах их условия жизни .

Умеющие слышать.

Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

средства

у детей Образовательные

задачи Целевые

ориентиры

(характеристики)

Посмотрите, каких птиц вы здесь видите ? (снегиря и синицу) .

Проводится игра «Найди отличия» .

Чем они похожи?

Чем отличаются?

Какая у синицы грудка? Значит она?

Какая грудка у снегиря? Значит он?

Голова у синицы какая? Значит она?

Клюв у синицы какой?

У снегиря?

Песенки как они поют?

Каких зимующих птиц вы ещё знаете ?

Поиграем в игру «Назови ласково» .

Воробей – воробышек, воробьишко;

Голубь – голубчик, голубочек;

Снегирь –снегурушка, снегирёчек;

Дятел – дятлушко;

Ворона –воронушка;

Синица –синичка, синичушка.

Поиграем в игру «Снегири» . (дети выполняют движения) .

Вот на ветках посмотри

В красных майках снегири

Распушили пёрышки

Греются на солнышке

Головой вертят

Улететь хотят

Кыш! Кыш! Улетели!

За метелью, за метелью!

Дети за воспитателем садятся на стульчики.

Сейчас я вам прочитаю очень интересный рассказ о том, как и за чем, нам нужно помогать зимующим птицам . В этом рассказе встретятся такие слова «околдованный чарами» - как вы понимаете это словосочетание? «Деревья оцепенели» ? Синица прожорлива?

Объяснение словарных слов.

Чтение рассказа «Поможем птицам вместе » .

Что для птиц страшнее : холод или голод? Околдованный чарами зимнего сна стоит лес. Ни шелеста, ни звука. Деревья, покрытые снежными кружевами, оцепенели в зимнем сне. Кажется, что нет никого во всем лесе… вдруг. Точно живые цветы, с веселым писком и свистом пролетают синицы. Свое название они получили из-за синих перьев на теле птицы . В наших лесах можно встретить несколько видов птиц : лазоревку, большую синицу, черную синицу. Они отличаются величиной, окраской перьев. Синица уничтожает вредителей не только летом, но и зимой. Они добывают насекомых из укрытий, недоступных более крупным птицам . Синица очень прожорлива : за сутки она поедает столько, сколько весит сама. Поедая вредных насекомых, они приносят большую пользу, а в зимний солнечный денек радует нас веселой песенкой. С приходом зимы синицы держатся ближе к жилью человека. Зимой птицы не боятся заглядывать в форточки домов. Всюду, где есть кормушки, синицы посещают их. Зимой птицам не так страшен холод, как голод. В течение всего холодного дня синицы ищут себе корм. Птицам очень нелегко найти корм. Одни из них ищут жуков, другие раскапывают снег, стараясь добраться до земли. Третьи ищут корм на деревьях и кустах. Много птиц погибает зимой от голода. Мы должны им помочь . Птицы будут обеспечены кормом. Если каждый детский сад, каждая школа в нашей стране повесит хотя бы одну кормушку.

Беседа по прочитанному.

Почему синицу так назвали?

Сколько поедает синица в сутки?

Что страшнее голод или холод?

Как и где находят корм зимующие птицы ?

Мы можем им помочь ?

Чтобы нам помочь птицам , мы должны составить план рассказа о спасении птиц по опорным картинкам.

Вначале мы должны сказать, что наступила зима.

Потом, что прилетели зимующие птицы . Им холодно и голодно зимой. Снегом замело весь корм.

Для птиц нужно сделать кормушки и повесить их на деревья.

На кормушки насыпать зёрнышек, крошек хлеба, семечек. Этим мы спасём птиц от голода и они не погибнут от холода.

Составление рассказа детьми.

Рассказы по одному. Анализ рассказанного.

Рассказ по цепочке. Анализ.

Рассказ в парах. Анализ.

Познание, коммуникативная (познавательно-исследовательская) .

Здоровье (двигательная) .

Коммуникация (коммуникативная) .

Игровая ситуация.

Игровая ситуация.

Физминутка с движениями.

Чтение рассказа.

Беседа по прочитанному.

Составление плана.

Составление рассказа по одному, по цепочке, в парах. Картинки снегиря и синицы.

Игровые двигательные действия.

Опорные картинки.

Опора на наглядность. Закрепление названия птиц , характерные внешние признаки.

Умение образовывать названия птиц с уменьшительными суффиксами.

Сохранение и укрепление физич. и психич. развития .

Умение слушать рассказ и проводить анализ прочитанного.

Развитие речи , уметь отвечать полным ответом.

Формировать умение составлять рассказ на заданную тему по опорным картинкам.

Умение составлять рассказ по цепочке, в парах. Умеющие преобразовывать слова в сложные прилагательные.

Овладевший умениями в образовании слов.

Умение выполнять движения со словами.

Умение понимать и воспринимать прочитанное.

Отзывчивость, доброе, бережное отношение к птицам .

Производить рассказ по опорным картинкам.

Составлять рассказ на опорные картинки по цепочке, в парах.

Заключительная часть (рефлексивный этап)

средства

у детей Образовательные

задачи Целевые

ориентиры

(характеристики)

Каким птицам мы сегодня помогали ?

Как мы можем им помочь ?

В начале зимы мы уже повесили кормушки и сегодня после занятия мы пойдём на прогулку и ещё повесим кормушки и накормим наших птиц .

Ребята, а кто помогает у того какое сердце ?

Значит у вас дети такие добрые сердца.

Ситуативный разговор. Кормушки. Желание помочь птицам .

Разделы: Работа с дошкольниками

Образовательные:

  • закреплять представление детей о зимующих птицах, их внешнем виде, питании, особенностях жизни в зимних условиях развивать наблюдательность.

Развивающие:

  • расширять словарь детей за счет существительных (снегирь, воробей, ворона, сорока, дятел, голубь, синица, свиристель, сова);
  • имен прилагательных: зимующие, птичий;
  • глаголов: перелетают, зимуют, подлетел, облетел, залетел, улетел.
  • закреплять в речи предлоги (в, на, под, перед, за, над и др.)
  • развивать связную речь, расширять объем зрительного и слухового внимания, памяти.
  • совершенствовать грамматический строй речи (образование сложных прилагательных (белогрудая, красноголовый, коротколапый, пестрокрылый и др.) образовывать глаголы с помощью приставок при, об, за, вы, у, пере.
  • развивать логическое мышление (учить отгадывать загадки).
  • учить сочетать речь с движениями (мелкими и общими).

Воспитательные:

  • Учить отвечать на вопросы полным ответом. Закреплять навыки ориентировке в пространстве.

Оборудование: картинки "зимующие птицы" большие и маленькие, запись голосов птиц, схемы "где спрятались птицы", каркуша, атрибуты к игре, картинки с изображением дерева, елки и кормушки, загадки, панно на ориентировку на плоскости.

Ход занятия

Давайте поздороваемся с нашими гостями.

А теперь глазки смотрят на меня, ушки слушают меня.

Скажите, какое сейчас время года? (зима)

Докажите.

Зима какая?

Сегодня утром я беседовала с Каркушей и она пригласила нас в зимний лес погулять и познакомиться со своими друзьями - птицами. Хотите?

Но чтобы попасть в зимний лес нужно выполнить 2 задания.

1. Назовите зимние слова.

Кто правильно назовет, тот и пойдет со мной в лес.

2. Придумайте к этим словам слова признаки.

  • Зима какая?
  • Снег какой?
  • Снежинка какая? И т.п.

Молодцы. А теперь все вместе скажем волшебные слова:

Вернись, крутись в зимнем лесу окажись

Дети садятся.

А где же Каркуша?

Вот она. Здравствуй, Каркуша. А где твои друзья?

Спрятались. Давайте их поищем.

1, 2, 3, 4, 5 где же птичек нам искать? Может птичка на снежинке, может птичка за сугробом? Давайте поищем где спрятались ваши птички. (дети работают с карточками)

Вот и нашлись все птицы.

На доске открываю картинки с изображением зимующих птиц.

Кто изображен на этих картинках?

Кто такие птицы?

Как вы узнали, что это птицы?

Как можно одним словом назвать всех этих птиц?

Чем похожи все птицы?

Чем отличаются?

Назовите их.

По каким признакам вы узнали, что это ворона? (воробей, синица, дятел и др.)

Если у синицы желтая грудка, как можно про неё сказать? Какая она?

  • Сорока - белобокая
  • Ворона - чернокрылая
  • Голубь сизокрылый
  • Дятел - пестрокрылый
  • Воробей - коротколапый
  • Снегирь красногрудый

А где зимуют птицы?

Давайте посадим птиц на свое место

(Тех птиц, которые зимуют в лесу посадить на елку (дятел, сова, сорока),а тех, которые постоянно живут в городе - на дерево (воробей, голубь, ворона), а тех, которые прилетают поближе к жилью человека (снегирь, синица, свиристель) - на кормушку)

А чем питаются птицы зимой в лесу? В городе?

Молодцы.

Ребята, у вас на столах лежат атрибуты к игре. Посмотрите на них и оденьте. Я вам загадаю загадки, и те птицы, которые узнают себя в них выйдут ко мне.

Раздается громкий стук
Среди веток тук да тук.
Чистишь дерево, приятель?
Тук да тук ответил... (дятел)

Черная шапочка
и полоска шарфика
у желтогрудой птички
по имени...(синичка)

Выпал снег, метут метели,
а к нам гости прилетели,
на рябину посмотри-
там расселись...(снегири)

В серой шубке перьевой,
и в морозы он герой,
назови его скорей
кто там скачет? (воробей)

Трещала с самого утра
Пор- р -ра, пор-р-ра.
А что пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит...(сорока)

Всю ночь летает
Мышей добывает,
А станет светло
Спать летит в дупло. (сова)

Окраской сероватая
повадкой - вороватая,
крикунья хрипловатая,
известная ворона
кто она? (ворона)

Эта птица рядом с нами
мы совеем их сизарями,
и зимой в голод и холод
не покинет город... (голубь)

Девочки и мальчики вокруг себя повернитесь в зимующих птиц превратитесь.

Игра "мы играем в стайку"

Мы играем в стайку
Стайка полетай-ка.
Полетели птички
Птички-невелички.
Птички улетают
Устали не знают!
Стоп!
Сели птички на дорожку
Поклевали птички крошки:
Клюю-клю-клю-клюем
Потом песенку поем.
Но быстро зимний день кончается
Птичьи игры прекращаются.

(дети снимают атрибуты и садятся на места)

Ребята, вы же знаете, что птицы непоседы.

Они прыгают с места на место, перелетают с ветки на ветку.

Вот и наши птицы перелетают с места на место в поисках пищи.

Вот и к нам прилетел воробей. Назовите те действия, которые проделывает воробей.

  • Воробей (что сделал?) прилетел.
  • Вокруг дерева...(облетел)
  • В гнездо...(залетел)
  • Из гнезда...(вылетел)
  • С ветки на ветку...(перелетел)
  • И на другое дерево...(улетел)

Давайте поможем остальным птицам в поисках пищи.

(дети выполняют задание и четко проговаривают свои действия:

Посади синичку на две клеточки выше дерева.

(Я посадила синичку на две клеточки выше дерева)

(Я посадил воробья на три клеточки справа от дерева и т.п.)

Молодцы

Так у кого мы сегодня были в гостях?

Почему птицам тяжело найти корм зимой? (снегопад, мороз, ветер)

Давайте еще раз повторим, почему птицам тяжело зимовать зимой.

  • Короткий день.
  • Сильные морозы.
  • Нет корма.

Правильно. Многие птицы погибают в суровую зиму в лесу и городе, поэтому птицы и летят поближе к человеку туда, где легче найти корм.

А как мы с вами помогаем птицам перезимовать зиму? Чем мы кормим на улице птиц?

Я бы хотела, чтобы вы и дома вместе с родителями сделали кормушки и не забывали в них подсыпать корм.

Конспект занятия по развитию речи детей 6 -8 лет с использованием коллажа на тему: «Птицы».

Перед ребёнком кладётся коллаж. Ребёнок вместе с педагогом рассматривает рисунки.

П: Посмотри на коллаж и скажи, кто находится в центре?

Р: Синица, ласточка, пингвин, петух.

П: Верно. А на какие группы можно разделить этих птиц?

Р: На диких и домашних.

П: Молодец. Как ты догадался?

Р: На коллаже слева от птиц нарисован дом и лес. Возле дома живут домашние птицы, а в лесу, это птицы которые живут на воле.

П: Верно. А какие птицы живут рядом с человеком?

Р: Это петух.

П: Да. А каких ты ещё знаешь домашних птиц?

Р: Утка, индюк, курица, гусь.

П: Молодец. А какие птицы живут на воле?

Р: Синица, ласточка, пингвин.

П: А как этих птиц можно ещё сгруппировать?

Р: На зимующих - к ним относится синичка, на перелётных - это ласточка и на птиц севера - это пингвин.

Если ребёнок не знаешь, помогаем ему наводящими вопросами.

П: Умница! Ты сгруппировал птиц правильно. Это значит, как мы их поделили, по какому признаку?

Р: По месту зимования.

Если ребёнок затрудняется, помогаем ему.

П: Верно, каких ты ещё знаешь зимующих птиц?

Р: Ворона, голубь, воробей. Сорока.

П: А каких ты знаешь перелётных птиц?

Р: Журавль, кукушка, грач, утка, аист, цапля.

П: Верно. А каких птиц севера?

Р: Гагара, кайра.

П: Умница. А посмотри на коллаж и скажи, что ты видишь в верхнем левом углу?

Р: Это похоже на пингвина.

П: Да. Это пиктограмма пингвина. А ты знаешь, что такое пиктограмма?

Р: Нет.

П: Это знак, отображающий важнейшие узнаваемы черты объекта, предмета или явления, на которые он указывает.

Р: Теперь буду знать.

П: А как ты думаешь, почему пингвину уделяют большее внимание из всех птиц и его нарисовали ещё раз?

Р: Пингвин единственная птица, которая не умеет летать, но хорошо умеет плавать.

Если ребёнок не знает, поясняем ему.

П: Молодец, более того, это единственная птица, которая ходит стоя.

Р: Очень необычная птица.

П: Да. Посмотри на коллаж и скажи, что находится над синичкой?

Р: Перо.

П: А как это связано с птицами?

Р: Тело всех птиц покрыто перьями, это их отличительный признак.

П: Верно. А ещё перья каждой птицы имеет свою окраску, так мы её и узнаём.

А как с птицами связана клетка?

Р: это жильё птиц. Есть птицы, которых люди держат для красоты, а клетка это часть декорации дома.

Если ребёнок затрудняется, помогаем ему наводящими вопросами.

П: Правильно, а каких птичек можно держать в клетке дома7

Р: Попугаи, канарейка.

П: Умница . Важно! Клетка должна располагаться в хорошо освещаемом месте, но не под прямыми солнечными лучами и не там, где присутствуют сквозняки, а если помещение закрывается, то периодически нужно выпускать пернатого питомца полетать.

Р: Теперь буду знать.

П: А какие ёще картинки на коллаже ещё связаны с жильём птиц?

Р: Это скворечник и гнездо.

П: А чем отличается скворечник от гнезда?

Р: Гнездо птицы строят сами, а скворечник это искусственное гнездо, которое делают для них люди.

П: Верно. А кто живёт в скворечнике?

Р: Скворцы.

П: Да. Скворечник - это гнездовье, которое могут заселить скворцы. Воробьи, мухоловки. Птицы в скворечнике устраивают гнёзда и выводят птенцов. Птицы, живущие рядом, оказывают неоценимую помощь садоводам в борьбе с насекомыми вредителями.

Посмотри на коллаж и скажи, что находится в левом нижнем углу?

Р: Цыплёнок с яйцами.

П: А что это значит, как это связано с птицами? Как ты думаешь?

Р: Птицы высиживают яйца, а потом когда приходит время, яйцо трескается и из него вылупляется птенец.

П: Молодец. А чей это птенец рядом с яйцами и как он называется?

Р: Это цыплёнок, птенец курицы и петуха.

П: Правильно. А как называется птенец ласточки?

Р: Ласточонок.

П: А у пингвина?

Р: Пингвинёнок.

П: А у синички?

Р: Не знаю.

П: У птенца синички не т отдельного названия, его так и называют птенчик синички.

П: Посмотри на коллаж и скажи, что находится справа от клетки?

Р: Червячок.

П: А как связан с птицами червячок?

Р: Это корм птиц.

П: А что ещё на коллаже является едой птиц?

Р: Вишни.

П: Верно. Среди птиц есть вредные для сада, т.е. птицы-вредители. Прежде всего, те же скворцы и воробьи, которые помогают в гнездовое время бороться с насекомыми, к моменту созревания ягод вишни становятся их кормом.

П: А что на картинке находится между клеткой и вишнями?

Р: птенец и бумажный самолёт.

П: А как это связано между собой?

Р: Птицы летают как и самолёты.

П: Верно. А птицы сразу умеют летать?

Р: Нет. Птенцов учат летать взрослые птицы.

П: Да. Птенцы ещё неспособные взлететь, в точности повторяют при беге вверх или вниз движения своих родителей и стоит их крыльям окрепнуть и развиться, как они взмывают в воздух.

Рефлексия.

Педагог убирает коллаж.

П: Вспомни, что было на коллаже?

Р: Птицы.

П: А каких птиц ты запомнил?

Р: Ласточка, пингвин, синичка, петух.

П: Верно, а на какие группы ты их разделил?

Р: Домашние и дикие.

П: А что ещё было на коллаже?

Р: Клетка, гнездо, скворечник.

П: Да, это жильё птиц. А что является пищей птиц?

Р: Вишни и червячки.

П:А чем покрыто тело птиц?

Р: Перьями.

П: Молодец. А почему был нарисован самолёт?

Р: Потому что птицы летают.

П: Умница. Ты хорошо сегодня занимался. Тебе понравилось занятие7

Р: Я много узнал нового и интересного.

П: Хорошо. До встречи.