И предал их бог превратному. Что значит предал их Бог превратному уму? Блаж. Феодорит Кирский

Митрополит Калавритский Амвросий обратился к народу Божьему с посланием, которое публикует Romfea.

«Мы, старшее поколение, вспоминая свое детство, не можем не заметить, что раньше греческое общество было другим. И в городах, и в деревнях люди ощущали связь с семьей и с Церковью.

И сейчас мы сравниваем те времена с сегодняшними, когда принят позорный закон о гомосексуалистах. Но ведь молодым людям не с чем сравнить современное состояние греческого общества.

Может быть, мы уже вступили в постхристианскую эпоху?

Наглядным свидетельством этой эпохи

будет «превратный ум»

Я задаю себе вопрос: может быть, уже настало время антихриста? Может быть, мы уже вступили в постхристианскую эпоху?

Наглядным свидетельством этой эпохи будет «превратный ум» (Рим. 1, 28-29). Но что же такое «превратный ум»?

Его подробно описывает апостол Павел в своем послании к Римлянам. Вот что он говорит:

«То и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь.

Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение. И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму - делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы. Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют» (Рим. 1, 24-32).

Братья мои и дети мои во Христе, мы живем в тяжелые времена!

Все те, кто не имеют тесной связи с Церковью, немедленно отрекутся от истинного Бога. Все те, кто вспоминают Бога лишь на Рождество, на Пасху и в дни смерти друзей и знакомых (чтобы заказать за них панихиду), они соблазнятся. Они отойдут от Церкви, даже не заметив этого. Их соблазнит сила злобы, увлечет грех.

Разве вы не видели, что произошло с этим злосчастным законом? Ведь за него голосовали даже консервативно настроенные люди!

Вот что такое превратный ум. В какой-то момент наш ум помрачается, и тогда мы начинаем восхищаться тем, чем в нормальных условиях мы бы гнушались.

Так, старик развращает свою десятилетнюю внучку, сын убивает свою мать и своего брата.

Как такое возможно: в час, когда греческий народ находится в такой ужасной экономической ситуации, большинство наших соотечественников находятся на грани нищеты, когда у рабочих и крестьян, у ремесленников и предпринимателей ежедневно сокращаются доходы, вы выделяете такие деньги депутатам, уходящим на пенсию и бывшим работникам суда?, - спрашивают у Ципраса.

1. Как пишут СМИ, глава одной из одной из Восточных Церквей наградил Большим Крестом Ордена Спасителя албанского премьер-министра Эди Рама, то есть мусульманина! Какое отношение имеет Святой Крест к представителю другой религии? Вот еще один пример «превратного ума».

2. Один из греческих архиереев публично выступил со следующим заявлением: «Гомосексуалисты, как и все люди, являются Божиими творениями, и поэтому Он относится к ним с соответствующим уважением и почетом». «Уважение» возможно, хотя и это спорное утверждение. Но «и почет»? Мы сходим с ума!

Что же касается «творений Божиих», то, согласно логике этого владыки, виноват Бог, когда известный уже всему греческому миру ненормальный человек публично целует в греческом парламенте своего «компаньона» в губы.

И даже женщины - содомитки: согласно этому великому архиерею, мы к ним ко всем обязательно должны относиться с уважением и почетом!

Пожалуйста, внимание: нам говорят - почитайте таких ненормальных людей! Это не мои слова! Это другой владыка произнес их.

Проблема имеет еще большее значение, если мы примем во внимание слова другого образованного клирика, детского психиатра, который в своем труде, между прочим, пишет: «Как мы можем говорить об эгоизме в гомосексуалисте, когда он любит своего компаньона искренне и преданно?» (См. «Христианская жизнь и сексуальные отношения». - Афины, 2015. С. 159.).

И уже в одном из греческих журналов читаем статью под названием «Православные клирики «амнистируют» гомосексуализм». Итак, читаем эти ужасные слова:

«К великому нашему сожалению, мы видим, что некоторые клирики и богословы стараются приукрасить и «амнистировать» даже мерзость в глазах Бога, страсть гомосексуализма, таким образом, описывая ее уже не как грех, страсть и психиатрическую проблему, но как наклонность, состояние и естественное свойство. Эта жалкая попытка «модернистских» богословов и клириков вполне вписывается в рамки антиотеческого направления и «богословия», которое появилось в последние годы».

Да, что тут скажешь! Превратный ум видит вещи верх ногами, черное считает белым.

Ложь он считает необходимой, аморальность - моралью, позорное и неприличное называет невинным и чистым, противоестветвенное - естественным, порок почитает за невинную привычку и т.д. Вот он, «превратный ум» во всем своем великолепии!

Поэтому те из нас, кто не устремится соединиться со Христом Спасителем, то есть не устремится стать живым членом Церкви и действенной клеточкой церковного тела, подвергаются опасности погибнуть.

Тем же, кто станет участников ада в этой жизни, - чего уже им жаловаться, если они наследуют место в аду и в жизни вечной? Ад и есть царство грешников.

Мы не можем с уверенностью утверждать, что время антихриста, время, когда такие явления станут повседневной реальностью, уже пришло, но мы начали двигаться в этом направлении.

Братья мои, «станем добре, станем со страхом», - говорит наша Святая Церковь за каждой Литургией.

Апостол же Павел написал в своем послании к Колоссянам: «Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном» (Кол. 3, 1-2).

С Новым Годом, Божие благословение вам в Новом Году!

СОЗНАТЕЛЬНОЙ ХРИСТИАНСКОЙ ЖИЗНИ! И ПЛОДОНОСИЯ В НАШЕЙ ХРИСТИАНСКОЙ ЖИЗНИ!

Митрополит Калавритский и Эгиалийский Амвросий»

Высшая государственная награда Греческой Республики

Ст. 28-32 И якоже не искусиша имети Бога в разуме, (сего ради) предаде их Бог в неискусен ум, творити неподобная, исполненых всякия неправды, блужения, лукавства, лихоимания, злобы: исполненых зависти, убийства, рвения, льсти, злонравия: шепотники, клеветники, богомерзки, досадители, величавы, горды, обретатели злых, родителем непокоривы, неразумны, непримирителны, нелюбовны, неклятвохранительны, немилостивны. Нецыи же и оправдание Божие разумевше, яко таковая творящии достойни смерти суть, не точию сами творят, но и соизволяют творящым

Чтобы не показалось, что апостол, ведя длинную речь о мужеложстве, намекает на римлян, он перешел, наконец, к грехам другого рода и во всей речи своей касается других лиц. И как всегда, беседуя с верующими о грехах и желая доказать, что их должно избегать, апостол приводит в пример язычников, говоря: не в страсти похотней, якоже и языцы неведущии Бога, и далее: не скорбите, якоже и прочии не имущии упования (1 Сол. IV, 5 , , так и здесь он указывает на грехи язычников и лишает последних всякаго оправдания, - говоря, что дерзновения их зависят не от неведения, но от склонности. Потому не сказал: так как не уразумели, но говорит: якоже не искусиша имени Бога в разуме , показывая, что грехи их происходили преимущественно от развращеннаго разсудка и любви к словопрениям, а не случайнаго восприятия, - были грехами не плоти, как утверждают некоторые еретики, но ума и порочнаго желания, и что источник всех зол заключается именно здесь. Так как ум их сделался превратным, то все, наконец, пришло в безпорядок и смятение, когда руководитель оказался поврежденным. Исполненных всякия неправды, лукавства, лихоимания, злобы (ст. 29) . Заметь, как речь постепенно усиливается; апостол называет их исполненными, и притом всякия неправды. Назвавши вообще порок, он потом переходит к видам его и к подверженным этим грехам, которых он с выразительностью и называет исполненными зависти, убийства, потому что убийство происходит от зависти, как это и показано на примерах Авеля и Иосифа. Потом, сказав рвения, лести, злонравия, шепотники, клеветники, богомерзски, досадители (ст. 29, 30) и поставив в числе преступлений и те, которыя для многих кажутся безразличными, апостол опять усиливает обвинение, восходя к твердыне зол и присовокупляя: горды . Согрешить и много думать о себе - хуже самаго греха; потому апостол и коринфян обвиняет в том же самом, говоря: и вы разгордестеся (1 Кор. V, 2) . Если тот, кто гордится добрым делом, обыкновенно этим все губит, то какого наказания достоин тот, кто делает это по поводу грехов? Такой человек, наконец, неспособен будет и раскаяться. Далее апостол говорит: обретатели злых , показывая, что они не довольствовались сделанным уже злом, но изобретали и другое, что опять было свойственно людям, поступавшим намеренно и по собственному расположению, а не по увлечению и подражанию. Сказавши о пороке в частности и доказав, что язычники опять возстали и против самой природы (родителем , говорит апостол, непокорны ), он восходит, наконец, к корню столь великой порчи, называя их нелюбовными, непримиримыми (ст. 31) . И Христос указывает эту же причину порочности, когда говорит: за умножение беззакония, изсякнет любы (Мф. XXIV, 12) . Об этом говорит здесь и Павел: непримирительны, нелюбовны, неклятвохранительны, немилостивны , - показывая, что они погубили самый дар природы. Мы имеем некоторое естественное расположение друга к другу, которое свойственно даже животным, как и сказано: всяко животно любит подобное себе, и всяк человек искренно своего (Иис. Сирах. ХIII, 19) . Но язычники сделались свирепее зверей. Таким образом Павел изобразил нам здесь болезнь, распространившуюся во вселенной от порочных учений, и ясно доказал, что та и другая немощь происходит от собственного нерадения больных. Наконец апостол, как сделал и относительно учения, показывает, что язычники и здесь (в жизни) лишены извинения, потому и говорит: нецыи же и оправдание Божие разумевше, яка таковая творящии достойни смерти суть, не точию сами творят, но и соизволят творящим (ст. 32) . Предположив два возражения, он предварительно разрешил здесь их оба. Может быть, ты скажешь, говорит он, что ты не знал, как должно тебе поступать. Хорошо; если и не знал, то виновен ты, оставивший Бога, дающаго тебе знание. Но теперь мы, на основании многаго, доказали, что ты знал и грешил добровольно. Но ты, скажешь, увлекался страстию? Зачем же содействуешь другим и хвалишь? Не точию сами творят , говорит апостол, но и соизволяют творящим .

Гомилии на Послание к Римлянам.

Свт. Григорий Нисский

А о том, что нет никакого различия между сокрытыми внутри [души] пороками и пороками явными, открыто прославляющимися, говорит апостол, сочетая и сополагая их: И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму - делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей… обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы. Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти . Видишь, как [апостол] злонравие, гордыню и остальные из скрытых [грехов] соединяет в одно целое с убийством, корыстолюбием и всеми подобными им [явными грехами]? И Сам Господь говорит: что высоко у людей, то мерзость пред Богом (Лк. 16, 15) и: всякий возвышающий сам себя унижен будет; а унижающий себя возвысится (Лк. 14, 11) . И Премудрость глаголет: Нечист пред Богом всяк высокосердый (Притч. 16, 5) . И много [подобных изречений,] обличающих сокрытые в душе страсти, можно найти в других [Священных] Писаниях.

О цели жизни по Богу и об истинном подвижничестве.

Свт. Феофан Затворник

И якоже не искусиша имети Бога в разуме, (сего ради) предаде их Бог в неискусен ум, творити неподобная

Ниспали в чувственность крайнюю и огрубели; все высшие стремления духа и требования правды и любви заглохли; самость взяла верх над всем и никакого закона знать не хотела, кроме самоугодия в похотях, своих интересов и своей гордости. Отсюда распложение пороков, не как случайных деяний, а как постоянных порядков жизни. Но как источник и этого нравственного развращения тот же - забвение Бога и извращение истинных о Нем понятий, то Апостол и ставит сие впереди.

Якоже не искусиша имети Бога в разуме . Иметь Бога в разуме - значит: и памятовать о Нем, содержать Его в уме и в сознании, с соответственными тому религиозными чувствами и расположениями, и иметь о Нем здравые понятия, истинно о Нем умствовать, истинное содержать исповедание веры. Έν έπιγνώσει - может означать то и другое. Язычники сначала, по причине осуечения, стали забывать Бога, а забывая, омрачаться и в понятиях о Нем. Омрачавшиеся понятия рождали еще большее богозабвение, а большее богозабвение вело еще к более неправым о Нем понятиям.

Не искусиша , ούκ έδοκίμασαν, - не искусились, не сумели, даже более, - не делали опытов, не старались, не поставляли сего целию своей жизни, - того, то есть, чтоб помнить о Боге и заботиться об угождении Ему и чтоб истинное хранить о Нем ведение.

Сего ради предаде их Бог . - Опять: предаде . Сначала предал их похотям сердец (см.: 1, 24), потом в страсти бесчестия (см.: 1, 26), а здесь: в неискусен ум, творити неподобная . Какая постепенность ниспадения! Она шла естественным порядком, но как и этот порядок низвращения коренится в законах естества, кои от Бога; то Апостол прямо относит его к Богу, как к непосредственно действующей причине, или карающему правосудию Его. Блаженный Феофилакт пишет: «вот в третий раз повторяет ту же мысль и употребляет то же слово, говоря: предаде , - а причиною того, что они оставлены Богом, везде представляет нечестие людей, как и теперь поступает. Оскорбление, говорит, причиненное Богу, было не грехом неведения, но намеренным. Ибо не сказал: поелику не познали, - но говорит: якоже не искусиша , - то есть решили не иметь Бога в разуме и добровольно избрали нечестие. Значит, грехи их суть грехи не плоти, как утверждают некоторые еретики (не тела, не вещественного организма, как думали манихеи), но неправильных суждений. Сначала они отвергли познание Бога, а потом уже Бог попустил им вдаться в превратный ум; ибо отвращение Бога и оставление Им называется в Писании преданием. Бог предал их. Почему? Потому что они не познали Его. А они почему не познали Его? Потому что не рассудили и не решили познать Его». «Ибо если бы восхотели знать Его (продолжим словами Феодорита), то последовали бы Божественным законам. Но поелику отреклись Творца, то совершенно лишились Его промышления; а потому небоязненно отважились на пороки разного рода».

Предаде в неискусен ум творити неподобная . Неискусный ум, не умеющий действовать достодолжно и, вследствие сего, так как он не действовать не может, - действующий недостодолжно или творящий неподобная . По природе ум ведает, что добро и что зло, что право и что неправо, и умеет действовать соответственно тому. Но жизнь чувственная низвратила его, и он стал называть доброе лукавым и лукавое добрым. У язычников и в законодательство вошло много вопиющих неправд. Так онеискусился ум! Не искусиша - и: неискусен - не игра слов, а современное соответствие следствия причине, или греху - наказания, νους, - владычественная сила, то же, что дух - отражатель богоподобия, вдунутый в лицо человека. В нем укоренены чувства Божества и правды Его, или страх Божий и совесть. Страх Божий держится истинным боговедением и памятию о Боге и оживляет совесть - ведение воли Божией - и сообщает ей энергию. Когда память о Боге выходит из ума - и боговедение омрачается ложью, страх Божий слабеет, а от ослабления страха Божия слабеет и совесть. Вследствие сего чувственность возвышает голос и увлекает вслед себя. Совесть восстает сначала, но ее не слушают, а заставить себя слушать она не имеет силы, по причине отсутствия страха Божия, в коем ее жизнь. Она потом и смолкает. Вместо нее начинает писать законы чувственность, руководимая самостию. И пошли всякого рода неподобия . Склоняется на это наконец и ум владычественный и только придумывает ложные начала в оправдание неправостей жизни. В древности пленных царей употребляли вместо подножки, когда садились на лошадь. Это очень хорошо изображает показанное состояние ума. Святой Златоуст говорит: «поелику ум их стал превратен, то у неисправного ездока все пришло в беспорядок и смятение».

Выразив эту общую мысль о том, как развилась неподобная жизнь, Апостол за тем показывает, в каких действиях она выражалась, перечисляет самые пороки, заправлявшие порядками жизни. Подобное сему перечисление делает святой Павел в Послании к Галатам (см.: Гал. 5, 19 - 21) и в Послании Втором к святому Тимофею (см.: 2 Тим. 3, 2 - 5), - в том и другом производя их от преобладания чувственности. - В перечислении не видится порядка: можно думать, что Апостол выставляет преимущественно то, что римляне видели своими глазами среди своих сограждан и в чем иные из них до обращения, может быть, сами были виноваты.

Толкование послания апостола Павла к Римлянам.

Свт. Геннадий Константинопольский

И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму - делать непотребства

Павел не говорит, что Бог обратил их к этим мерзостным дерзновениям, так как Бог не является причиной чего-либо такого для людей - ни в коем случае! Поэтому апостол говорит, что Он отступился от отступивших и оставил тех, кто оставил Его, так что причиной этой извращенной жизни являлось их неверное знание о Боге.

Фрагменты.

Прп. Ефрем Сирин

И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму - делать непотребства

Прп. Исидор Пелусиот

И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму - делать непотребства

Писал ты: по какой причине предаде их Бог в неискусен ум . Посему скажу: если прочтешь следующее за сим, то узнаешь и избавишься от всякого недоумения, ибо сказано: исполненных всякия неправды . Апостол, назвав сим родовым именем всякий порок, в последующих словах перечисляет виды пороков. Посему, если Он предал уже исполненных неправды, и не с тем, чтобы исполнились, то сделал ли что-либо неуместное? Но если почитаешь это неясным, хотя оно и ясно, то попытаюсь истолковать яснее.

Не сказал Апостол: «поскольку преданы, то исполнились», или еще: «преданы, чтобы исполнились», но говорит: предаде исполненных, то есть оставил, лишив Своей помощи, как военачальник воинов, не повинующихся его приказаниям, но по собственной своей воле уступивших над собою победу, оставляет, лишая их Своей мудрости. Поскольку они сами себя исполнили всякого порока, то Бог по справедливости предал их оставлению, не насильно приведя в неискусен ум, но попустив предаться оному.

Письма. Книга II.

Прп. Нил Синайский

И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму - делать непотребства

Совершенье того, что не возбраняет Бог, Богодухновенное Писание обычно приписывает Самому Богу; потому что Бог попускает совершаться этому чрез кого-нибудь и сим попущеньем как бы почти Сам делает это. Он мог бы делающих худое остановить и против их воли, но не останавливает насильно, чтобы не стеснялась человеческая свобода. Посему по собственному хотенью и по собственному изволенью человек или увенчивается, или наказывается. И сказанное: «предаде» Бог нечестивых и лукавых людей «в неискусен ум творити неподобная» (Рим. 1:28) , значит: попустил, не остановил Своею силою.

Письма на разные темы. Постельничему Фаустину.

Блаж. Августин

И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму - делать непотребства

Всякий, кто следует за пагубной сластью бесчестия и пытается устранить тех, кто ему в этом препятствует, движется к злодеянию.

Некоторые темы из Послания к Римлянам.

Блаж. Феодорит Кирский

И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму - делать непотребства

Если бы язычники захотели узнать Бога, то последовали бы божественным законам. Но поскольку они отреклись от Творца, то были совершенно лишены Его попечения.

Толкования на послания святого Павла.

Блаж. Феофилакт Болгарский

И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму - делать непотребства

Вот в третий раз повторяет ту же мысль и употребляет то же слово, говоря: предал . Причиною того, что они оставлены Богом, везде представляет нечестие людей, как и теперь поступает. И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их страсти. Оскорбление, говорит, причиненное ими Богу, было не грехом неведения, но намеренным. Ибо не сказал: поскольку не познали, но говорит: и как они не заботились , то есть решили не иметь Бога в разуме и добровольно избрали нечестие. Значит, грехи их суть грехи не плоти, как утверждают некоторые еретики, но неправильных суждений. Сначала они отвергли познание Бога, а потом уже Бог попустил им вдаться в превратный ум. Чтобы лучше истолковать выражение предал их Бог , некоторые из отцов воспользовались прекрасным примером. Они рассуждают: когда кто-нибудь, не желая видеть солнце, закрывает глаза и потом падает в яму, мы говорим, что не солнце, которого он не видит, ввергло его в яму, что человек упал в яму не от того, будто солнце ввергло его туда в сердцах, но от того, что оно не осветило его глаз. А почему оно не осветило его глаз? Потому что он закрыл глаза. Так и Бог предал их постыдным страстям. Почему? Потому что люди не познали Его. А они почему не познали Его? Потому что не рассудили и не решили познать Его.

(Рим. 1:28), а также перечисляя вслед за этим прочие преступления.

То и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь.

Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение.

И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы. Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют (1:24-32)

Как показывает Павел в этих стихах и объясняет с богословской позиции в конце 4-ой главы, в основе своей человек не добр, а зол. Склонность к греху — его врожденное свойство. «Нет праведного ни одного… нет делающего добро, нет ни одного… все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3:10, 12, 23). Те, кто игнорирует Божье провидение и старается справиться с грехом и улучшить себя своими собственными силами, неизменно совершают наиболее отвратительный грех — грех гордыни и причисления себя к праведникам. Только Бог может милостиво устранить грех и дать праведность, а человек, который пытается преодолеть свою собственную вину и достичь своей собственной праведности, лишь направляет себя все глубже и глубже в бездну греха и удаляет себя от Бога.

Ситуация напоминает заброшенный сад: когда человек предоставлен сам себе, плохое всегда вытесняет хорошее. В этом проявляется склонность его падшей натуры. Человек не обладает внутренней способностью обуздать сорняки греховности и вырастить хороший урожай праведности. Естественное развитие человека происходит не по восходящей линии, а по нисходящей; он не развивается, а скатывается вниз. Он не поднимается к Богу, а удаляется от Него. На протяжении всей истории он двигался вниз кругами развращенности, становясь все хуже и хуже, и когда сдерживающее начало Духа Святого прекратится к концу Великой Скорби, когда зло достигнет своей конечной стадии, весь ад вырвется на землю (см. 2 Фес. 2:3-9; Откр. 9:1-11).

Человек не в состоянии остановить это скольжение вниз, поскольку по природе своей он раб греха (Рим. 6:16-20), и чем больше он упорствует в своих призрачных усилиях самосовершенствоваться без Бога, тем больше он становится рабом греха, и в конечном счете его ждет вечная смерть (Рим. 6:16-23). Льюис в своей книге «Проблема страдания» верно заметил: «Погибшие вечно пользуются отвратительной свободой, которую требовали. Следовательно, они сами себя поработили» (, стр. 127-28).

Основная мысль Рим. 1:24-32 состоит в том, что если люди будут упорствовать в отказе от Бога, Бог оставит их (см. стихи 24, 26, 28), Даже когда собственный Божий народ игнорируют и не слушает Его, Он может временно покинуть его. Передавая слова Господа, псалмопевец писал: «Но народ Мой не слушал гласа Моего, и Израиль не покорялся Мне. Потому Я оставил их упорству сердца их, пусть ходят по своим помыслам» (Пс. 80:12-13). Осия сообщает о подобных трагических событиях, вызванных неверием в Северном царстве, которое олицетворял Ефрем. О нем Бог сказал: «Привязался к идолам Ефрем; оставь его!» (Ос. 4:17).

В своем обращении к первосвященнику и другим религиозным вождям Иерусалима Стефан напоминает, что когда древние израильтяне отвергли Господа, возвели золотого тельца и начали ему поклоняться в то время, как Моисей был на горе Синай, «Бог отвратился и оставил их служить воинству небесному», т.е. созданным ими демоническим божествам (Деян. 7:38-42). Павел заявил толпе язычников в Листре: «Который в прошедших родах попустил всем народам ходить своими путями» (Деян. 14:16).

Когда Бог покидает людей, предоставляя их самим себе, они отчасти лишаются Его защиты. Когда это случается, люди не только становятся более уязвимыми для разрушительных хитростей сатаны, но и сами разрушаются от того, что их собственный грех действует в них и через них. «А вы оставили Меня, и стали служить другим богам, — говорил Господь Израилю, — за то Я не буду уже спасать вас» (Суд. 10:13). Когда Дух Божий сошел на Азария, Он сказал Иуде: «Господь с вами, когда вы с Ним; если будете искать Его, Он будет найден вами; если же оставите Его, Он оставит вас» (2 Пар. 15:2). Через Захарию, «сына Иодая, священника», Бог снова сказал: «Для чего вы преступаете повеления Господни? не будет успеха вам; и как вы оставили Господа, то и Он оставит вас» (2 Пар. 24:20).

В Рим. 1:24-32 ясно изображены последствия Божьего отказа от отрекшегося человечества, показана природа (ст. 24-25), проявление (ст. 26-27) и степень (ст. 28-32) человеческой греховности. Каждая из этих частей начинается словами: «Предал их Бог…»

Сущность человеческой греховности

То и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь (1:24-25)

Слово «то» относится к причинам, о которых Павел говорил в ст. 18-23. Хотя Бог открыл Себя человеку (ст. 19-20), человек пренебрег Богом (ст. 21), а затем и дал объяснение этому пренебрежению (ср. ст. 22 и ст. 18) и создал суррогатных богов своего собственного изготовления (ст. 23). И поскольку человек оставил Бога, Бог оставил человека — «и предал их Бог». Об этом Божественном отказе и его последствиях говорит Павел в ст. 24-32 — наиболее серьезном и эмоциональном месте во всем послании.

«Парадидоми» (оставлять) — это сильный глагол. В Новом Завете он используется, когда речь идет о предании тела огню (1 Кор. 13:3) и трижды повторяется, когда речь идет о том, что Христос отдал Себя на смерть (Гал. 2:20; Ефес. 5:2, 25). Он используется в судебном смысле, когда человек проговаривается к тюремному заключению (Марк 1:14; Деян. 8:3) или к наказанию (Матф. 5:25; 10:17, 19, 21; 18:34), и согрешившие ангелы были преданы адскому мраку (2 Пет. 2:4). Это слово также используется, когда Христос вверяет Себя заботе Своего Отца (1 Пет. 2:23), и когда Отец предает Своего Единородного Сына искупительной смерти (Рим. 4:25; 8:32).

Божий отказ от грешного человечества имеет двойной смысл. Во-первых, в косвенном смысле Бог «предал их», просто забрав Свою ограждающую и защищающую руку, позволив последствиям греха неизбежно и разрушительно воплощаться. Грех разрушает человека, унижает образ Божий, по которому человек создан, лишает его достоинства, спокойствия духа и чистоты совести. Грех разрушает личные взаимоотношения, брак, семью, города и страны. Он также разрушает церкви. Томас Уотсон сказал: «Грех… вносит песок в нашу пищу и горечь полыни в нашу чашу» («A Body of Divinity» , стр. 136).

Павших людей не беспокоит их грех, а лишь страдание от неприятных последствий, которые вызывает грех. Кто-то хорошо сказал, что грешников было бы меньше, если бы последствия греха наступали немедленно. Многие люди, например, очень боятся венерических болезней, но отвергают предложение избежать их, обуздав сексуальную беспорядочность и извращенность. Вместо того чтобы придерживаться Божьих установлений нравственной чистоты, они стараются устранить последствия своей нечистоты. Они обращаются к консультантам, медикам, психоанализу, наркотикам, алкоголю, путешествиям и прибегают к множеству других средств, чтобы избежать того, чего можно избежать только одним способом — отказом от греха.

Говорят, что горностай скорее умрет, чем запачкает свою прекрасную меховую шубку; животное готово преодолеть невероятные расстояния, чтобы сберечь чистоту шубки. Человек не имеет подобной склонности в отношении загрязнения грехом. Он не может держать себя в чистоте и не имеет к этому врожденного желания.

Божий гнев настигнет человека не только в будущем. В случае сексуальной беспорядочности и неразборчивости, возможно, более целенаправленно и строго, чем в других областях морали, Бог постоянно изливает Свой Божественный гнев посредством венерических болезней. А учитывая бесчисленное множество других проявлений безбожности, Он проявляет Свой гнев в различных формах: одиночество, растерянность, утрата смысла жизни, обеспокоенность, безнадежность, которые так характерны для современного общества. Так как извращенное, занятое лишь собой человечество все дальше и дальше отходит от Бога, то Бог оставил его испытывать последствия духовного и морального сопротивления Ему. Толкователь Алан Ф. Джонсон говорил: «Без Бога нет постоянных истин, вечных принципов и норм, и человек оказывается брошенным в море измышлений, скептицизма и пытается спасти себя» («The Freedom Letter» , стр. 41).

Божественное предоставление людей их собственным грехам, о котором говорит Павел, — это не окончательный отказ от этих людей. Пока грешный человек жив, Бог дает ему возможности для спасения. Позже в послании Павел говорит об удивительной Благой вести о Божьей милости. Как и ее тезка из Ветхого Завета, Иезавель, вводившая в заблуждение церковь в Фиатире, была воплощением идолопоклонства и безнравственного безбожия, однако Бог милостиво дал ей возможность для раскаяния (см. Откр. 2:20-21). Несмотря на свой праведный гнев против греха, Бог терпелив к грешникам, «не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Пет. 3:9).

После перечисления грехов, сходных с теми, о которых он говорил в Рим. 12:29-31, Павел напомнил верующим в Коринфе: «И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1 Кор. 6:11). Именно грех ведет к осознанию необходимости Благой вести о спасении, и именно потому Божье предложение спасения через Христа так милостиво.

Во-вторых, Бог в прямом смысле предает восставшее человечество определенному наказанию. Библия изобилует примерами, когда Божественный гнев направлен на грешных людей непосредственным и сверхъестественным образом. Потоп в дни Ноя и разрушение Содома и Гоморры, например, не были косвенными естественными следствиями греха, но были открытым сверхъестественным выражением Божьего наказания за великий и неискупимый грех.

Бог часто позволяет людям все глубже и глубже погрязать в грехе и доходить до полного отчаяния, чтобы показать, как они нуждаются в Нем. Часто Он наказывает людей, чтобы излечить и возродить их (Ис. 19:22).

Именно из-за «похотей» их сердец к нечистоте Бог предал людей их греху. Погибшее состояние людей определяется не внешними обстоятельствами их жизни, а внутренним состоянием их сердец, их душ. Грех начинается внутри человека. «Ибо из сердца, — говорил Иисус, — исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления: это оскверняет человека» (Матф. 15:19-20). Иеремия провозглашал сходную истину: «Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено» (Иер. 17:9; ср. Прит. 4:23).

Метафорически используемое в Св. Писании слово «сердце» означает не эмоции или чувства — значение, в котором оно используется в современном языке, — а скорее весь мыслительный процесс, включая волю и человеческие побуждения. В этом самом широком смысле слово «сердце» означает саму природу человека, его внутреннюю сущность и характер.

В наши дни изначальная безбожность человека наиболее ясно проявляется в общераспространенной тенденции заниматься своим собственным делом. «Свойственное» человеку — это грех, который характеризует всю его природную сущность. Своеволие — сущность всех грехов. Хотя сатана несет ответственность за искушение к греху, Адам и Ева совершили первородный грех именно потому, что добровольно поставили свою волю выше Божьей.

Люди отвергли Бога, поскольку их желания, их похоти призваны удовлетворять лишь их собственные нужды. «Похоти» передается словом «епитумия», которое может обозначать любое желание, но наиболее часто используется в отношении плотского желания чего-то грешного или запрещенного.

Говоря как о верующих, так и о неверующих, Ап. Иаков сказал, что «каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью» (Иак. 1:14). Поскольку даже христиане поддаются искушению и желают своего греха более Божьей святости, то Павел предупредил фессалоникийцев об опасности впасть в похотливые страсти, которые присущи язычникам (1 Фес. 4:5). Он напомнил ефесянам, что «и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие» (Ефес. 2:3).

Слово «акатарсия» (нечистота) было общим термином, обозначающим грязь, отвратительность, и часто использовалось по отношению к гниющим остаткам, особенно содержимому могил, которые древними евреями считались нечистыми как в физическом, так и в обрядовом отношении. В качестве нравственного термина это слово часто обозначало половую безнравственность или тесно ассоциировалось с ней. Павел сокрушался о коринфянах, «которые согрешили прежде и не покаялись в нечистоте, блудодеянии и непотребстве, какое делали» (2 Кор. 12:21). Он использовал те же три термина, начиная список «дел плоти», которые находятся в постоянном конфликте с плодом духа (Гал. 5:19-23). Он предупреждал ефесян: «А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым» (Ефес. 5:3; ср. 1 Фес. 4:7).

Следствием человеческого противления и своевольной нечистоты было то, что они сами осквернили свои тела. Когда люди ищут своей собственной славы и угождения своим телам через постыдное потакание половым и другим грехам, их тела и их души оскверняются. Когда человек старается возвысить себя для своих собственных целей и в соответствии с собственными стандартами, то неизбежно делает обратное. Путь павшего человека всегда ведет вниз и никогда вверх. Чем больше он возвышает себя, тем больше приходит в упадок. Чем больше он восхваляет себя, тем больше унижается. Чем больше он почитает себя, тем больше оскверняется.

За всю историю ни одно общество не уделяло заботе о теле большего внимания, чем современный Западный мир. В то же время ни одно общество не вело к большей деградации тела. Чем больше человеческая жизнь превозносится ради самой себя, тем сильнее падает ее ценность. По трагическому недоразумению, то общество, которое прославляет тело, не заботится о нем; то общество, которое восхваляет человека, непрерывно уничтожает его. Мир полнится требованиями о правах человека; однако книги, кинофильмы и телевидение очень часто изображают жестокость и убийства, как нормальные явления, а сексуальная распущенность и извращенность постоянно восхваляются.

Поскольку мирской гуманизм отвергает Бога, в нем нет основ для человеческого достоинства. И, следовательно, человечество дегуманизируется во имя гуманизма. Сокрушаясь о дегуманизации человека, павшее человечество отказывается признать, что, пренебрегая Богом, оно отказывается от единственного источника и единственной меры человеческого достоинства. Громко провозглашая величие человека, современное общество на каждом шагу оскорбляет его. Мы наносим друг другу сексуальные, экономические, криминальные и, наконец, словесные оскорбления. Поскольку люди отвергают Бога, Который создал их и Который готов спасти их, «сердце сынов человеческих исполнено зла, и безумие в сердце их, жизни их» (Еккл. 9:3).

Говорят, что общеизвестный основатель современной порнографической империи сделал такой комментарий: «Секс — это такая же биологическая функция, как питание или питье. Так давайте же забудем всякую ложную стыдливость и будем делать то, что хотим». То, что такой образ мыслей — это не современное изобретение нашего искушенного «совершеннолетнего мира», ясно показывает тот факт, что почти две тысячи лет назад в Коринфе Павел боролся именно с таким образом мыслей. Распространенным в те дни было высказывание: «Пища для чрева, и чрево для пищи», и апостол указывает, что его использовали даже христиане, чтобы оправдать сексуальную распущенность, сравнивая процесс еды с потворством половым желаниям. И еда, и сексуальная распущенность объявлялись просто биологическими функциями, которые каждый может удовлетворять по своему желанию. Вот как строго ответил Павел на это извращенное рассуждение: «Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела» (1 Кор. 6:13).

Апостол продолжает говорить, объясняя, что половая распущенность — не только грех против Господа, но и грех против своего собственного тела (ст. 18). Павел имеет в виду, что тело, вовлеченное в сексуальную нечистоту, само оскверняется; оно унижается, позорится и разрушается.

Газеты изобилуют сообщениями о бессмысленном насилии, которое не имеет никаких других целей, кроме получения извращенного удовольствия. Жестокое обращение с женами и оскорбление детей — современная эпидемия. Газета «Индианаполис стар» сообщила, что люди, имеющие сексуальные домогательства к детям, представлены собственной организацией NAMBLA, которая объединяет педофилов и публикует для них информационный бюллетень (Тот Keating, «Molesters Have Own Organization» , стр. 17). Вот один из шокирующих фактов, упомянутых в публикации: во время большого семинара, посвященного предотвращению детской порнографии и других подобных преступлений, какой-то мужчина прервал работу и начал громко защищать свое право и право других мужчин на подобные извращения. Позже NAMBLA снова попала в заголовки новостей, поскольку стала более смелой и открытой в своей деятельности.

Это и есть наследие тех, кто заменил Божью истину ложью. Подавляя неправедностью Божью истину (Рим. 1:18), непокорный человек подчиняет себя не истине, а лжи. Основополагающая Божественная истина, которую подавляет падший человек, — это само существование Бога, а следовательно, и Его право и требование чести и славы как Господа (см. стихи 19-21). Св. Писание часто говорит о Боге как об истине; Иисус Христос также называет Себя истиной (Иоан. 14:6). Исайя описывает язычника, который держал идола в руке, но был слишком слеп духовно, чтобы задать очевидный вопрос: «Не обман ли в правой руке моей?» (Ис. 44:20). Через Иеремию Господь обратился к отступнику Иуде: «Ты забыл Меня и надеялся на ложь» (Иер. 13:25). Оставить Бога значит оставить истину и стать рабом лжи. Пренебречь Богом, Отцом истины, значит стать беззащитным перед сатаной, отцом лжи (Иоан. 8:44).

Прискорбно, но как и в Коринфской церкви в дни Павла, многие люди, которые сегодня провозглашают имя Христа, поддались влиянию ориентированной на себя морали. Редактор отдела советов для одиноких людей одной газеты получил письмо, в котором спрашивалось, как может одинокий христианин справиться со своими сексуальными желаниями и в то же время придерживаться своих христианских убеждений. Редактор обратился за ответом к одной из сотрудниц, которая занимается делами одиноких христиан. Сотрудница ответила, что такие решения партнеры должны в каждом отдельном случае принимать сами. Если половая жизнь до брака будет вредить взаимоотношениям или подвергать сомнению систему нравственных ценностей, то от нее следует воздержаться. С другой стороны «секс в любовных взаимоотношениях абсолютно приемлем без регистрации брака» (Joan Keeler, «The Single Experience», Glendale News-Press , стр. 10).

Когда люди отвернулись от Бога и Его истины, продолжает Павел, они стали поклоняться и служить творению вместо Творца. Как указывает апостол, они безумно и греховно поклоняются безжизненным изображениям своего собственного изготовления, которые подобны «тленному человеку, и птицам и четвероногим, и пресмыкающимся» (ст. 23).

Возможно, не имея сил продолжать обсуждение таких отвратительных вещей без «глотка чистого воздуха», Павел вставляет распространенную еврейскую фразу об истинном Боге: Творец, «Который благословлен во веки, Аминь». Павел не смог устоять перед тем, чтобы не добавить освежающую мысль в море грязи, о котором он говорил. Это слово хвалы Господу служит ярким контрастом, подчеркивая греховность идолопоклонства и любой другой безбожности.

Проявление человеческой греховности

Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение (1:26-27)

«Потому, — говорит Павел, имея в виду пренебрежение человека истинным Богом ради ложных богов его собственного изготовления, почитание твари, а не Творца, — предал их Бог постыдным страстям». Уже во второй раз (см. стих 24) апостол упоминает об отказе Бога от грешного человечества. Он предал их не только идолопоклонству — — конечному сексуальному выражению духовной деградации человека, но также «постыдным страстям», которые Павел определяет в этих двух стихах как гомосексуализм — конечное выражение морального разложения человека.

Чтобы показать, какие «постыдные страсти» исходят из сердца павшего человека, Павел использует гомосексуализм — наиболее разрушительную и омерзительную из всех страстей. В своей свободе от Божьей истины человек обратился к извращению и даже полному изменению естественного порядка. В конечном итоге их гуманизм привел к дегуманизации каждого из них. Извращение — это недозволенное и искаженное выражение того, что дано Богом и что естественно. С другой стороны, гомосексуализм — это извращение, выражение того, что не дано Богом и неестественно. Когда человек отказывается от Творца природы, он неизбежно отказывается и от естественного порядка.

В древности и на протяжении всей истории некоторые женщины «заменили естественное употребление противоестественным». Павел использует не слово «гуне» — обычный термин, обозначающий «женщина», а слово «телеиа», которое просто означает «самка». В большинстве культур женщина намного меньше склонна к вовлечению в сексуальную беспорядочность или гомосексуализм, чем мужчины. Возможно, Павел упоминает сначала именно о женщинах, поскольку их участие в гомосексуальных связях особенно шокирует и ужасает. Комментируя этот стих, богослов Чарльз Ходж писал: «Павел сначала говорит о деградации женщин среди язычников, поскольку они всегда последние, кого поражает разложение морали, и их разложение доказывает, что потеряны все добродетели» («Commentary on the Epistle to the Romans» , стр. 42).

«Хресис» (функция) обычно означало половое сношение, и в данном контексте этот термин не может обозначать ничто другое, кроме интимной половой связи. Даже в большинстве языческих обществ признавали тот ясный и очевидный факт, что гомосексуальность ненормальна и противоестественна. И эта аномалия свойственна лишь человеку.

«Подобно и мужчины», — говорит Павел, снова используя греческий термин, который просто обозначает род, в данном случае мужской. Обыкновенные греческие термины для обозначения женщин и мужчин, как и соответствующие термины в большинстве языков, предполагают определенный уровень достоинства, и Павел отказывается приписать даже подразумеваемое достоинство тем, кто деградировал до гомосексуализма.

«Эти самцы, — говорит Павел, — оставившие естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам». Эта жгучая похоть среди гомосексуалистов не поддается описанию и редко известна гетеросексуалам. Гомосексуалисты Содома были так поглощены своими похотями, что даже не замечали, что были ослеплены, «так что они измучились, искав входа» в дом Лота, чтобы предаться своей отвратительной страсти (Быт. 19:11). Эти древние люди были так морально извращены, что в Св. Писании Содом стал олицетворением аморальной безбожности, а термин «содомия», произошедший от этого названия, стал синонимом гомосексуализма и других форм сексуальных отклонений.

В Соединенных Штатах и других западных странах нет ничего удивительного, если гомосексуальный самец имеет более 300 партнеров в год. Даже когда взаимоотношения основываются на дружбе, совершается наиболее странное из возможных действий и нередки увечья. В своей биографии, которая называется «Когда смерть — наслаждение» («Where Death Delights», by Marshall Houts ) нью-йоркский судебный эксперт д-р Милтон Хелперн, нигде не говорящий о том, что он христианин, и избегающий подвергать гомосексуализм моральному осуждению, тем не менее, замечает, что проведя тысячи вскрытий, он предупредил бы каждого, кто избрал гомосексуальный образ жизни, быть готовым к последствием: «Когда мы видим… ужасную картину жертвы с множеством ранений…, то само собой предполагаем, что имеем дело с пострадавшим гомосексуалистом, на которого напал другой гомосексуалист… Я не знаю почему, но неистовые взрывы ревности среди гомосексуалистов, кажется, намного сильнее, чем ревность мужчины к женщине и женщины к мужчине. Скрытый заряд энергии гомосексуальных отношений просто нельзя сдержать. И когда точка взрыва достигнута, результат ужасающе жесток… «Обычный» сценарий этих гомосексуальных нападений — — многочисленные ранения, многочисленные бессмысленные удары, которые очевидно еще долго продолжаются после того, как жертва мертва» (стр. 269-270).

Один следователь из Сан-Франциско подсчитал, что десять процентов убийств в городе были, вероятно, связаны с садомазохистским сексом среди гомосексуалистов. Вопреки этим беспристрастным и изобличающим фактам, многие люди, включая большое число психологов и других социальных специалистов упорствуют, утверждая, что нет научного доказательства, что гомосексуализм ненормален или вреден для общества. Некоторые даже утверждают, что попытки превратить гомосексуала в гетеросексуала этически спорны. Городские власти Сан-Франциско даже открыли специальную службу, чтобы научить гомосексуалистов избегать серьезных повреждений тела при занятиях садомазохистским сексом, хотя совершенно очевидно, что и садизм, и мазохизм вредны! Единственная цель обоих отклонений — принести страдание и вред. Садизм — это вред другим, мазохизм — себе. Многие маньяки-убийцы, по-видимому, были гомосексуалистами.

Невероятно, но многие церковные конфессии в Соединенных Штатах и в других странах рукополагают гомосексуалистов на служение и даже организовывают специальные общины для гомосексуалистов. Одна конфессия утверждает, что гомосексуализм не более ненормален, чем леворукость. Официальная церковная организация для гомосексуалистов называется «Достоинство».

Вместо того чтобы стараться помочь своим детям освободиться от сексуальных отклонений, многие родители гомосексуалистов собираются вместе, чтобы защитить своих детей и принудить общество, правительство и церкви признать и принять гомосексуализм как нормальное явление. Во многих случаях мнение о том, что гомосексуализм — это грех, порицают за то, что оно якобы приводит к трагическим результатам самих гомосексуалистов, их семьи и друзей. Евангельских христиан в особенности часто обвиняют в преследовании невинных людей, которые не могут быть никем иным, кроме того, что они из себя представляют.

Но в обоих Заветах Слово Божье в самых сильных выражениях осуждает гомосексуализм. По Ветхому Завету, гомосексуализм наказывается смертью. Павел недвусмысленно говорит, что хотя гомосексуализм может быть прощен и искуплен так же, как и любой другой грех, ни один нераскаявшийся гомосексуалист не попадет на небо, так же как не попадет ни один нераскаявшийся грешник, идолопоклонник, прелюбодей, мужеложник, вор, лихоимец, пьяница, злоречивый (1 Кор. 6:9-11; ср. Гал. 5:19-21; Ефес. 5:3-5; 1 Тим. 1:9-10; Иуд. 7).

Все люди рождены в грехе, и отдельные люди имеют различные наклонности и влечения к определенным грехам. Но никто не рождается гомосексуальным, никто не рождается вором или убийцей. А человек, который становится закоренелым, нераскаявшимся вором, убийцей, прелюбодеем или гомосексуалистом, делает это по собственному выбору.

Любая попытка оправдать гомосексуализм бесполезна и греховна, но попытка дать оправдание гомосексуализму на основании Библии, как это делают некоторые вводящие в заблуждение церковные служители, еще более бесполезна и отвратительна. Поступать так значит представлять Бога лжецом, любить то, что Он ненавидит, и оправдывать то, что Он осуждает.

Бог питает настолько сильное отвращение к гомосексуализму, что Он предопределил, что позорные действия, которые женщины совершают с женщинами и мужчины совершают с мужчинами, будут получать в самих себе должное возмездие за свое заблуждение. Они будут осуждаться саморазрушительностью их греха. Ужасные физические последствия гомосексуализма — наглядное свидетельство Божьего праведного осуждения. Противоестественный порок приносит свое собственное извращенное возмездие. СПИД — ужасное доказательство этой неизбежной перспективы.

Степень человеческой греховности

И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы. Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют (1:28-32)

Поскольку павшее человечество не заботилось о том, чтобы иметь Бога в разуме, то Бог предал их превратному уму. Безбожный ум — превратный ум, его предопределенная и неизбежная склонность — делать непотребство.

Основное значение слова «адокимос» (превратный) — не выдержавший испытания, оно широко использовалось в отношении металлов, которые забракованы мастером-литейщиком из-за их примесей. Металлы, содержащие примесь, выбрасывали, и слово «адокимос» стало использоваться в значении малой ценности и бесполезности. В отношении к Богу отвергающий ум становится отвергаемым, а следовательно, духовно превратным, никчемным и бесполезным. О неверующих Иеремия писал: «Отверженным серебром назовут их; ибо Господь отверг их» (Иер. 6:30). Ум, который находит Бога ничего не стоящим, сам становится никчемным. Он совращен, обманут и заслуживает только Божьего праведного гнева.

Грешный, превратный ум говорит Богу: «Отойди от нас; не хотим мы знать путей Твоих! Что Вседержитель, чтобы нам служить Ему? и что пользы прибегать к Нему?» (Иов. 21:14-15). Хотя безбожники считают себя мудрыми, они беспросветно глупы (Рим. 1:22). Независимо от своего врожденного интеллекта и знаний о физическом мире, в отношении Бога они не обладают даже «началом мудрости», поскольку им недостает почтительного, благоговейного страха перед Ним. Они лишь «глупцы… презирают мудрость и наставления» (Прит. 1:7; ср. стих 29).

Даже евреи, избранный Богом народ, впали в глупость, когда отвергли или пренебрегли откровением и благословениями, которые так необыкновенно и обильно Он им давал (Иер. 4:22, ср. 9:6). Те, кто отверг истинного Бога, абсолютно беззащитны, у них «бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого» (2 Кор. 4:4).

Перечисление грехов, которое Павел продолжает в Рим. 1:29-31, не исчерпывающее, но оно дает представление о фактически бесконечном числе пороков, которыми исполнен обыкновенный человек.

В тексте Новой американской стандартной Библии (NASB) перечисление грехов начинается с всякой неправды и порочности, исчерпывающих и общих понятий, синонимов, включающих в себя все более частные грехи, список которых следует за первыми двумя. В некоторых переводах Библии между этими двумя словами стоит слово «блуд», но следует отметить, что оно отсутствует в лучших греческих рукописях. Тем не менее, это слово вполне уместно, поскольку блуд повсюду осуждается в Св. Писании, и Павел часто упоминает его среди пороков (см. 1 Кор. 6:9; Гал. 5:19; Кол. 3:5). Грех блуда включается в грех нечистоты, который уже был упомянут в этой главе (см. стих 24).

Грехи в этом списке в основном не нуждаются в пояснении: корыстолюбие, злоба, зависть, убийство, распри, обман, злонравие, злоречивость, клеветничество, богоненавистничество, нанесение обид, самохвальство, гордыня, изобретательность на зло, непослушание родителям, безрассудство, вероломство, нелюбовь, непримиримость, немилостивость. Греческое слово, переводящееся как «вероломство» буквально означает «нарушить договор». Это отражено в некоторых переводах. «Нелюбовь» чаще всего обозначает неестественные взаимоотношения в семье, когда родитель оставляет маленького ребенка или взрослые дети пренебрегают своими старыми родителями.

Повторяя, что непокоряющиеся безбожники не имеют прощения, Павел говорит, что «они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти». Апостол уже доказал, что от сотворения мира Бог явил Себя каждому человеку (ст. 19-21). Люди не признают Бога, поскольку они не хотят признать Его и сознательно подавляют истину неправдой (ст. 18). «Суд же состоит в том, — сказал Иисус, — что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы. Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы» (Иоан. 3:19-20).

Признают они это или нет, но даже те, кому никогда не было явлено откровение Божьего Слова, инстинктивно знают о Его существовании и о Его основных требованиях праведности. «Они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим. 2:15).

В большинстве обществ в мире, даже в тех, которые считаются нецивилизованными, большая часть грехов, которые перечислил Павел, считается предосудительными, а многие из них относятся к преступлениям. Люди генетически знают, что алчность, зависть, убийство, обман, высокомерие, ослушание, безжалостность — это зло.

Абсолютное дно греховности достигается, по словам Павла, когда те, кто сам вовлечен в зло, одобряют делающих зло. Оправдывать свой собственный грех безусловно грешно, но неизмеримо хуже одобрять и поощрять к греху других. Даже в наилучших обществах есть люди, которые вопиюще греховны и порочны. Но общество, которое открыто прощает и защищает такое зло, как сексуальная распущенность, гомосексуализм и т.д., достигло самого глубокого уровня разложения. Многие из самых социально развитых обществ наших дней принадлежат к этой категории. Восхваляются сексуально распущенные знаменитости и яростно защищаются права гомосексуалистов. Эти проявления греха находятся в прямой противоположности к явленной человечеству воле Бога.

Некоторые виды муравьев в Африке строят свои гнезда глубоко в подземных тоннелях, где живут молодые особи и королева. И хотя рабочие муравьи могут находиться на большом расстоянии от гнезда, собирая пищу, они способны чувствовать, когда что-то угрожает их королеве. В этом случае они становятся очень нервными и теряют координацию. Если королева гибнет, рабочие муравьи приходят в безумие и бессмысленно мечутся, пока не умрут.

Какой же лучший наглядный пример можно подобрать для павшего человека. В своем греховном пренебрежении и сопротивлении он не может действовать правильно и без Бога обречен на смерть.

Превратный - испорченный, неполноценный, негодный, жалкий (согласно словарям).

Многих ли из людей вы знаете с таким умом? Человек думает о себе, что он интеллигентный, умный, образованный и много знает и всё может. Этот человек может иметь свой бизнес или престижную работу, ходить в лучшие рестораны, жить в дорогом доме, иметь много денег и влиятельных друзей... Он, кажется приятным собеседником. Но разум его испорчен. Он просто гнилой, он - смердит. И все, кто соприкасается с ним - заражаются этим зловонием. Окружающие чувствуют это смертоносное влияние на их жизнь. Но их сбивает с толку красивая, блестящая упаковка. Таких людей Господь Иисус Христос называл "гробами окрашенными" (то есть красиво украшенными). Сверху всё вроде бы чинно, красиво, а внутри смердящие гнилые кости.
Почему люди стали такими? А ответ очень и очень даже простой. Прочитайте внимательно дальше.

"И как они не заботились иметь Бога в разуме..."

"И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму..."

"И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму - делать непотребства..."

"И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму - делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы. Они знают праведный [суд] Божий, что делающие такие [дела] достойны смерти; однако не только [их] делают, но и делающих одобряют." Библия, Римлянам 1-28...32

Только мы сами решаем, чем мы будем заполнять свои мысли, своё сердце, свою жизнь. Если начать с малого... с благодарности Богу за всё хорошее, что есть в нашей жизни (а всё хорошее приходит от Бога), за каждую мелочь и делать это искренне, то наши мысли начнут изменяться. И что самоё интересное... и наше сердце и наша жизнь тоже.

Рецензии

У человечества два пути: путь созидания и путь разрушения, ненависти к ближнему, непонимания превратным умом не лежащих на поверхности вещей. Путь созидания - путь сотворения своей территории счастья, любви, взаимопонимания с ближними. Искренне желаю Вам идти таким путем. С прошедшим женским праздником! Днем красоты, доброты и бережного отношения ко всему живому.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Спрашивает Олег
Отвечает Александра Ланц, 03.12.2010


Мир вам, Олег!

Вот тот отрывок, к которому относится заинтересовавший вас стих:

"Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь.

Потому предал их Бог постыдным страстям :

женщины их заменили естественное употребление противоестественным;
подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение.

И как они не заботились иметь Бога в разуме , то предал их Бог превратному уму - делать непотребства , так что они исполнены
всякой неправды,
блуда,
лукавства,
корыстолюбия,
злобы,
исполнены зависти,
убийства,
распрей,
обмана,
злонравия,
злоречивы,
клеветники,
богоненавистники,
обидчики,
самохвалы,
горды,
изобретательны на зло,
непослушны родителям,
безрассудны,
вероломны,
нелюбовны,
непримиримы,
немилостивы.

Они знают праведный [суд] Божий, что делающие такие [дела] достойны смерти; однако не только [их] делают, но и делающих одобряют". ()

Как вы видите, "предал превратному уму" означает то, что Бог перестал сдерживать их, позволил им жить так, как их ум говорит, а не как ОН, Бог, желает, чтобы они жили. Вот они и стали такими, как описано в этом отрывке. Было бы неплохо проверить себя по этому списку? Нет ли в нас с вами признаков того, что Бог отошёл от нас, позволив нам жить так, как наш превратный ум жаждет жить?

С уважением,

Читайте еще по теме "Толкование Писания":

13 фев