Хочешь покажу тебе сказку? Проект по русскому языку "синонимы" Юмореска встретился мне один молодой писатель

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

МБОУ – Киваевская СОШ Проект В мире синонимов Авторы проекта - ученик 4-го класса Искандаров Юсуп, учитель Ахремцева Людмила Дмитриевна

2 слайд

Описание слайда:

Цели и задачи проекта. Показать, что выбор нужного синонима и правильное его употребление-необходимое условие яркой, выразительной и точной речи. Отличить синонимы друг от друга Исследовать роль синонимов в языке художественных произведений; Научиться самостоятельно работать с различной литературой и словарями.

3 слайд

Описание слайда:

Проблемы проекта Выбор нужного синонима и правильное его употребление необходимое условие яркой,выразительной и точной речи. Научиться восхищаться умением русских писателей и поэтов обращаться словами синонимами, из которых автору нужно было выбрать одно, самое меткое.

4 слайд

Описание слайда:

Гипотеза Предполагаю, что если речь обога-щается синонимами, то она становится яркой, выразительной, точной, эмо-циональной.

5 слайд

Описание слайда:

Актуальность исследования Синонимы делают речь более литературной и изящной. Если мы все время будем повторять одно то же слово, например, слово писатель, то это будет читателя раздражать,как звук царапанья по стеклу. Неправильный выбор слова делает речь неточной, а порой искажает смысл высказывания, например, Погода сопутствовала хорошему отдыху(вместо благоприятствовала); У куниц скоро появится наследство(имеется в виду потомство); На вступительном экзамене в Академию печати юноша написал в сочинении: «Я знаю, что еще живы предки А.С.Пушкина»(конечно, он имел в виду потомков поэта).

6 слайд

Описание слайда:

Нелепые высказывания в подобных случаях придает фразе комическое звучание. Можно писать и говорить черствый хлеб, батон; черствый человек, но нельзя сказать «черствая конфета»(шоколадка), «черствый товарищ». Нельзя все время повторять: он сказал, она сказала. Язык предоставляет нам и другие возможности: прошептал,промолвил, крикнул, закричал, возразил.

7 слайд

Описание слайда:

Благодаря синонимам у нас есть возможность избегать в речи одинаковых слов и оборотов и в то же время сохранить нужный смысл.

8 слайд

Описание слайда:

Что такое синонимы? Синонимы - это слова, принадлежащие к одной и той же части речи, которые звучат и пишутся по-разному, а по смыслу одинаковы или очень близки.

9 слайд

Описание слайда:

По-разному трудятся синонимы, делая нашу речь точной и выразительной. Одни передают тонкие оттенки значений,другие виды синонимов позволяют нам видеть говорить возвышенно или грубо-пренебрежительно, доброжелательно или иронично(бабуля-старушенция), официально или не официально(отбыть -уехать).Слово мальчик можно употребить в любом случае, не выражая своего отношения, а слово пацан- только в непринужденном, фамильярном разговоре.

10 слайд

Описание слайда:

Чем отличаются синонимы языка друг от друга. Синонимы языка отличаются друг от друга употребительностью. Глаза, очи, зеницы, гляделки-существительные обозначающие орган зрения, но только слова глаза сейчас общеупотребительно;очи- слово поэтическое, зеницы -старое, а гляделки- просторечное. Между этими словами есть и смысловые различия: очами можно назвать лишь большие красивые глаза, гляделками, напротив, глаза маленькие или невыразительные, а слово глаза подходит во всех случаях.

11 слайд

Описание слайда:

Иногда по использованному синониму можно определить профессию человека:охотник назовет волчий хвост поленом, а пекарь скажет, что хлеб нужно выпечь, а не испечь.

12 слайд

Описание слайда:

Синонимы в речи одноклассников. Пользуемся ли мы синонимами? Для нашего проекта мы провели стилистический эксперимент. Учащимся предлагался следующий текст, в котором слово «сказал» нужно было заменить синонимами, не повторяясь. Всего в тексте оно встречается 32 раза. Скажите сами. Встретился мне один молодой писатель. - Хочешь, я прочту тебе мой новый рассказ? – сказал он. - Конечно, - сказал я. - Ну как, нравится? – сказал он, окончив чтение. - Я скажу тебе правду, - сказал я. - Скажи, - сказал он. - Во-первых, у тебя на каждой строчке «сказал я» и «сказал я», - сказал я ему. - Сейчас можно говорить «сказал он» и «сказал я», - сказал он. - Во-вторых, тебе нечего сказать, - сказал я. - Я сказал все, что хотел сказать, - сказал он. - Чем такое говорить, лучше вообще не говорить, - сказал я. - Ну что сказать о человеке с таким вкусом? – сказал он. - Я сказал то, что думал, - сказал я. - Правду мне сказали, что ты кретин, - сказал он. - Повтори, что ты сказал? – сказал я. - Что сказал, то и сказал, - сказал он. - Еще слово скажешь? – сказал я. - Скажу еще больше, - сказал он. - Ну что такому скажешь! – сказал я сам себе, - с ним бесполезно говорить: он все равно скажет, что все сказанное им бесспорно. Теперь скажите сами: разве я ему не правду сказал? В эксперименте участвовало 10 человек. У нас получились результаты:

13 слайд

Описание слайда:

14 слайд

Описание слайда:

К сожалению, с этой работой на сто процентов никто не справился. Ученики используют в своей речи «глаголы говорения» как книжного, так и разговорного стилей: сказать, говорить, спрашивать, выражаться, высказываться, разглагольствовать, бормотать, интересоваться, изъясняться, рассуждать, толковать, плести, лепить, повторять, добавлять, философствовать, произносить, лепетать, молвить, восклицать, вопрошать, взмолиться, вспоминать, критиковать, сообщать, восхищаться, ораторствовать, кричать, орать, вопить, браниться, базарить, мямлить, шептать, болтать, бачить, брякать, гнусавить, мычать, городить, лаяться; синонимичные им фразеологизмы: молоть чепуху, чесать языком, чесать по-писанному, зацепиться языком, распустить язык.

15 слайд

Описание слайда:

Роль синонимов в языке художественных произведений. Не все значения слов в равной степени известны всем говорящим. Поэтому в речи разных лиц, различно овладевших допускаемыми литературной нормой правилами синонимических сближений, может встречаться неодинаковая речевая синонимия. Например, слово прозябать. У него два значения: 1) расти, произрастать и 2) вести пустое, бесцельное существование. В первом значении глагол прозябать сейчас используется очень редко. Глагол обычно употребляется в разговорном языке со значением сильно озябнуть. В этом значении он вступает в синонимические связи не только со своим приставочным вариантом озябнуть, но и со словом замёрзнуть, хотя это последнее слово, в свою очередь, означает не только сильно озябнуть, но и погибнуть от холода.

16 слайд

В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые,выпишите цифру-ы,обозначающую-ие,запятую-ые,при вводном слове.

Последующие годы мы виделись,(1)конечно,(2)значительно реже,(3) чем в пору детства.
Новое задание
В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые.Выпишите цифры обозначающие запятую между частями сложного предложения,связанными подчинительной связью."я любил эти чтения вслух,(1)но глубокая прелесть книг,(2) когда прочитанное так сплетается с самой жизнью,(3) что уж не знаешь,(4) где жизнь и где вымысел,(5)открылась мне впервые,(6)когда я сам прочитал"Трех мушкетеров"."

НАПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ ПО ПРОЧИТАННОМУНАПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ ПО ПРОЧИТАННОМУ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ТЕКСТУ ПО ПЛАНУ:

1)Выделение проблемы.
2) Комментирование проблемы.
3) Авторская позиция.
4) Согласие\не согласие с позицией автора.
Ребят спасайте, СРОЧНО!!

Зимой 1921 года я жил в Одессе... Я работал тогда секретарем в газете "Моряк". В ней вообще работало много молодых писателей, в том числе Катаев, Багрицкий, Бабель, Олеша и Ильф. Из старых опытных писателей часто заходил к нам в редакцию только Андрей Соболь - милый, всегда чем-нибудь взволнованный, неусидчивый человек. Однажды Соболь принес в "Моряк" свой рассказ, раздерганный, спутанный, хотя и интересный по теме и, безусловно, талантливый. Все прочли этот рассказ и смутились: печатать его в таком небрежном виде было нельзя. Предложить Соболю исправить его никто не решался. В этом отношении Соболь был неумолим - и не столько из-за авторского самолюбия (его-то как раз у Соболя почти не было), сколько из-за нервозности: он не мог возвращаться к написанным своим вещам и терял к ним интерес. Мы сидели и думали: что делать? Сидел с нами и наш корректор Благов, бывший директор самой распространенной в России газеты "Русское слово", правая рука знаменитого издателя Сытина... - Вот что, - сказал Благов. - Это талантливая вещь. Нельзя, чтобы она пропала... Дайте мне рукопись... Клянусь честью, я не изменю в ней ни слова. - А что же вы сделаете? - А вот увидите. Благов кончил работу над рукописью только к утру... Я прочел рассказ и онемел. Это была прозрачная, литая проза. Все стало выпуклым, ясным. От прежней скомканности и словесного разброда не осталось и тени... При этом действительно не было выброшено или прибавлено ни одного слова. - Это чудо! - воскликнул я. - Как вы это сделали? - Да я просто расставил правильно знаки препинания. Особенно тщательно я расставил точки. И абзацы. Это великая вещь, милый мой. Еще Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания - это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться. ...После этого я окончательно убедился, с какой поразительной силой действует на читателя точка, поставленная в нужном месте и вовремя.

Какое слово пропущено в тексте?

Исчезли ___________ и в болгарском языке. У болгарского языка такой же предок, как и у русского, – праславянский язык. А _____________ в этом языке (да и в древнеболгарском) было не меньше, чем в русском. Судите сами: например, «стол» по-болгарски будет маса; «на стол» и «на столе» будет на маса; «под стол» и «под столом» – под маса, и так далее. Слово употребляется только в одной форме – совсем как в современном английском или французском языках.

Определите стиль текста. Докажите своё мнение. Определите, каким типом речи является текст. Слово «парус» много говорит моему

воображению. Люблю это слово, потому что люблю парус, люблю паруса. Я вспоминаю свои паруса на Днепре и на Волге, на Немане и в Пирите, под Таллином. Но в строке «Белеет парус одинокий» это сло­во наполняется многими новыми качествами, расширяющими мои личные, узкобиографические впечатления до пределов образной всеобщности и безбрежности толкования. Эта всеобщность включает и мои личные впечатления. Более того, Лермонтов приводит их в порядок, в строй, дает им особое наполнение, делает сопричастными переживаниям других людей, объединяет меня с ними. Так органная музыка может питать одновременно сотни и тысячи людей... Восприятие поэзии в этом смысле сродни восприятию музыки. Поэзия в основе своей многозначна...

«Парус» в словаре - это простое, обычное слово, «парус» Лермонтова - это слово поэтическое, слово, включенное в образный строй строки «Белеет парус одинокий». Современная поэзия исходит из предположения, что нет плохих или хороших, поэтических или непоэтических слов. Есть слово в поэтическом тексте. Здесь оно начинает жить. Здесь оно живой организм. А раз оно живое, то, значит, во всем может делить и действительно делит судьбы всех живых существ.

Вы слышали о детской любви? Не такой детской, как любят в садике или в начальных классах. Я про школьную любовь. Этому мальчику 13 лет. Он не думал ни о какой любви или чём-то подобном. И на этом моменте можно подумать, что любит девочка, но нет. Совсем нет. Мальчишка однажды увидел, как папа относиться к маме. Он спросил их об этом, а они ответили, что это любовь. В этот момент в его душу попала маленькая частичка этой любви. Он получал родительскую любовь, но это была немного другая. На следующий день мальчик смотрел на девочек, и ему всё же понравилась одна. Её имя Каролина. Очень красивая, умная, но ни к кому симпатию не проявляла. Её любимыми цветами были розы. Наш маленький герой узнал про это. Каждый день он присматривал в магазине цветов самые красивые и нашёл. Красные большие розы. Так же папа посоветовал сочинить стих для девочки, но он придумал кое-что лучше. У родственников он выпросил на один вечерок жеребца, красивого, высокого и, самое главное, послушного. Долго же мальчик готовился к одному дню. Его симпатия переросла в любовь. Настоящую любовь. Для неё он был готов сделать всё. Даже поехать на край света, но приехал к ней домой на жеребце. Морально подготовился, взял гитару и стал играть. Его глаза закрылись, а сам он начал петь. Эту песню он сочинил сам специально для своей девочки-мечты. Каролина услышала песню и вышла на улицу. От всего этого её глаза засветились, а губы приняли очертания улыбки.

–Не стоило…

Он посмотрел на неё и только улыбнулся. Медленно прекратил играть, но не петь. Поставил гитару на землю и достал из-за спины букет и протянул ей. Девчонка взяла его и вдохнула чудесный запах роз.

–Они очень красивые.

Мальчик улыбнулся. Он слез с жеребца и подошёл к ней.

–Хочешь покажу тебе сказку?..

–Это как?

–Увидишь.

Она оставила букет на пороге, а потом посмотрела на лошадь.

–Только я боюсь.

Мальчишка засмеялся. С лёгкость усадил её на коня, а сам залез сзади. Взял за поводья и она оказалась практически в его объятьях. Они быстро поскакали за город, а когда прибыли, увидели большое поле с высокой травой.

–Готова?

И не дождавшись ответа, он приударил поводьями и жеребец поскакал. Из-за движения из травы стали вылетать светлячки. Их было очень-очень много. Они окружали их полностью. Девочка заворожено оглядывалась. Тем временем мальчик успел поймать одного светлячка. Маленькое светящееся создание ползало по его ладони. Девчонка хотела прикоснутся к букашке, но она улетела и девочка коснулась его ладони. Уже было хотела убрать, но он взял её ладошки в руки.

–Карамелька?

Она посмотрела в его глаза.

–Мне нравится…

–Нравится это место, как ты меня называешь, как ко мне относишься… Нравится эта сказка.

И правда, на этот вечер он подарил ей сказку. Живую сказку. Кто бы мог подумать, что такое простое действие, как поход на поле, может дать столько радости. А он подумал. Он сделал её счастливой. Вы можете подумать «Что в этом такого? Обычные светлячки. Обычное поле. » А вот теперь представьте себя на их месте. Представили? Согласитесь, это сказка.

Текст большой поэтому он разбит на страницы.

Встретился мне один молодой писатель.

Хочешь, я прочту тебе мой новый рассказ? - сказал он.

Конечно, - сказал я.

Ну как, нравится? - сказал он, кончив чтение.

Я скажу тебе правду, - сказал я.

Скажи, - сказал он.

Во-первых, у тебя на каждой строчке «сказал я» да «сказал он», - сказал я.

Сейчас можно говорить «сказал он» и «сказал я», - сказал он.

Во-вторых, тебе нечего сказать, - сказал я.

Я сказал все, что хотел сказать, - сказал он.

Чем такое говорить, лучше вообще не говорить, - сказал я.

Ну что сказать о человеке с таким вкусом? - сказал он.

Я сказал то, что думал, - сказал я.

Правду сказали мне, что ты кретин, - сказал он.

Повтори, что ты сказал? - сказал я.

Что сказал, то и сказал, - сказал он.

Еще слово скажешь? - сказал я.

Скажу еще больше, - сказал он.

Ну что такому скажешь! - сказал я сам себе. Теперь скажите сами: разве я ему неправду сказал?

Упражнение 15. Замените синонимами выделенные слова, при этом старайтесь усилить их значение, придать высказыванию большую эмоциональность.

1. Эта картина удивила меня. 2. Пейзаж был очень красивый. 3. Незнакомец показался ему человеком недобрым. 4. Николай Лукьянович хотел успеть, он шел быстро. 5.Ирина радовалась. 6. Девушка плакала, умоляя о помощи. 7. Так поступить мог только неумный человек. 8. Чтобы разобраться в этом, нужно много работать. 9. Не пытайтесь меня обмануть. 10. Можно предложить много вариантов решения этой проблемы.

Упражнение 16. Подберите синонимы к следующим словам (за справками обращайтесь к словарям синонимов).

Аромат, бедный, глупый, делать, думать, есть, жестокий, жилище, зачем, краткий, ловкий, много, новый, откровенно, очаровать, очень, прославиться, просить, умный, ходить, энтузиазм, ясно.

Упражнение 17. Укажите стилистические функции синонимов.

1. Это степь, это десятый век, это не свобода, это - воля! (Л.Т.). 2. С каким упоением, восторгом упоминает он о птицах, которых видит в тюремном окне и которых не замечал раньше, когда был министром (Ч.). У Ули были не глаза, а очи (Фад.). 4. Мне казалось, что свою старую любовь к обыкновенной земле я усилю, укреплю, доведу до предела, только испытав отчаяние этих бесплодных пространств (Пауст.). 5. Да, есть слова, что жгут, как пламя, что светят вдаль и вглубь - до дна, но их подмена словесами измене может быть равна (Тв.). 6. Далеко, товарищ, уезжаешь, - до свиданья... Может быть, прощай! (Луг.). 7. И тут на губах моны Лизы появилась усмешка, именно усмешка, а не улыбка (Нагиб.). 8. Уста и губы - суть их не одна. И очи - вовсе не гляделки! Одним доступна глубина, другим... - глубокие тарелки (Марк.). 9. Сгорели в танках мои товарищи до пепла, до золы, дотла (Слуц.). 10. Гор было много, они уходили от берега гряда за грядой и выглядывали друг из-за друга множеством пик разной высоты, делая местность декоративной, сказочной, нереальной (Ник.). 11. Но ведь я же вас обобрал, черт возьми, ограбил! Ведь я украл у вас! (Ч.) 12. Каким молодым он еще был тогда! Как часто и упоенно хохотал - именно хохотал, а не смеялся (О.Б.).

Упражнение 18. Укажите ошибки, возникшие в результате неточного выбора синонимов (использование слов без учета их семантики, нарушение лексической сочетаемости, неоправданное употребление стилистически окрашенной лексики), а также погрешности слога, явившиеся следствием неумения использовать синонимы (повторение слов, тавтология, плеоназм, ошибки в создании градации). Исправьте предложения.

1. Надо эту работу довести до конца, закончить, завершить. 2. Жизнь в гимназии у нас продолжает кипеть и бурлить. 3. Знания этого студента очень скромные, посредственные. 4. Прочному усвоению учебного материала мешает некачественное, плохое выполнение студентами домашних заданий. 5. Будем надеяться, что новая мебель в аудиториях будет служить долговечно. 6. Всех, кто трудился на сооружении станции, я зову энтузиастами, и не зря: они по две смены проводили на стройплощадке. 7. Медлительность и нерасторопность в подготовке к строительному сезону недопустимы. 8. Плавучие средства - лодки и моторы к ним - должны быть заранее отремонтированы, выверены, отлажены, словом, приведены в полную готовность. 9. Среди русских литераторов, писавших об искусстве, Стасов - фигура огромная, уникальная и единственная, необыкновенно примечательная. 10. На теплом песке этого дикого тихоокеанского побережья мои босые ступни оставляли глубокие отпечатки, которые тут же стирали набегавшие волны. 11. Ошибки и промахи, допускаемые со стороны органов расследования и влекущие за собой безрезультатность расследования, объясняются следующим. 12. Вы спрашиваете, почему так рухнул интерес детей к чтению. Поинтересуйтесь у старших, которые совсем не соприкасаются с книгой.

Упражнение 19. Сравните неотредактированный (левая колонка) и отредактированный варианты предложений. Какие ошибки устранил редактор? В случае несогласия с ним предложите свой вариант стилистической правки.

3. Писатель извлекает своих героев из самой действительности. 4. Улицы в нашем городе протяженные, пешком ходить по ним трудно. 5. У нас имеется несколько охотничьих заказников, которые обыкновенно относят к разряду особо охраняемых территорий. 6. Новый завод был богат новой техникой, требующей деликатного обращения. 7. Мимолетное нахождение денежных средств в банке приводит к усложнению документации. 8. Не секрет, что молодые учителя ощущают большие затруднения в работе с родителями. 9. Читая роман, мысленно окунаешься в жизнь патриархальной русской семьи. 10. Купол цирка выполнен из оцинкованного металла. Наверху устроены дождевальные установки для очищения купола и его охлаждения - в подспорье кондиционерам, которые в жару внутрь здания будут нагнетать прохладу. 3. Писатель берет своих героев из жизни. 4. Улицы в нашем городе длинные, ходить по ним нелегко. 5. У нас есть несколько заповедников, которые обычно относят к числу особо охраняемых территорий. 6. Новый завод был оснащен современной техникой, требующей умелого обращения. 7. Кратковременное пребывание денежных средств в банке усложняет документацию. 8. Не секрет, что молодые учителя испытывают серьезные трудности в работе с родителями. 9. Читая роман, мысленно погружаешься в жизнь патриархальной русской семьи. 10. Купол цирка сделан из оцинкованного металла. Наверху поставлены дождевальные установки для охлаждения купола в сильную жару. Постоянную температуру в цирке будут поддерживать кондиционеры.

Упражнение 20. Определите стилистические функции антонимов и слов, получающих в контексте противоположный смысл.

1. Мой верный друг! мой враг коварный! мой царь! мой раб! родной язык! (Брюс.) 2. Я все былое бросил в прах: мой рай, мой ад в твоих очах (Л.). 3. Мгновенно сердце молодое горит и гаснет. В нем любовь проходит и приходит вновь (П.). 4. А голова ему вослед, как сумасшедшая, хохочет, гремит: «Ай, витязь, аи, герой! Куда ты? тише, тише, стой!» (П.) 5. И любови цыганской короче были страшные ласки твои (Бл.). 6. Россия - Сфинкс. Ликуя и скорбя, И обливаясь черной кровью, Она глядит, глядит в тебя, И с ненавистью, и с любовью (Бл.). 7. Все летит, летит Земля мильоны верст... Вдруг да в бездорожье улетели? А дорога наша: колыбель - погост, Майский дождь - февральские метели (Марк.). 8. Ищу я выход из ворот, но нет его - есть только вход, и то не тот (Вые.). 9. Меж ежедневных Черных речек я светлую благодарю, меж тыщи похоронных свечек - свечу заздравную твою (Возн.). 10. Поминают, когда мертвы, забывая, когда живые (Возн.). 11. Встречал беду и радость на дороге я, Смеялся, плакал я, но время мчалось... И горем оборачивалось многое, То, что сначала радостью казалось (Гамз.). 12. Идут - красивые и безобразные. Идут веселые, идут печальные. Такие схожие - такие разные. Такие близкие, такие дальние... (Гип.) 13. Золотом платят за подлость, За мужество - только свинцом (Моз.). 14. Вошел человек неопределенных лет, с неопределенной физиономией, в такой поре, когда трудно бывает угадать лета: не красив и не дурен, не высок и не низок ростом. (Гонч.). 15. Легкое дело - тяжело писать и говорить, но легко писать и говорить - тяжелое дело (Ключ.). 16. Жизнь достаточно продолжительна, чтобы успеть исправить старые заблуждения, но недостаточно коротка, чтобы не успеть впасть в новые (Лих.).

Упражнение 21. Укажите стилистические недочеты, возникшие в результате неоправданного употребления антонимов (нелогичность, неясность высказывания, ошибка в построении антитезы, немотивированный оксюморон, неуместный каламбур, неверное построение антонимической пары, неоправданный антифразис).

1. В феврале снижение надоев возрастает с каждым днем. 2. Любовь и предательство, отвага и трусость, жизнь и смерть... Об этом лента, которую снимает Кулиев. 3. Не веселый, но и не мажорный, этот простой мотив почему-то запал в душу. 4. На соревнования слетелись летчики как сильного, так и прекрасного пола. 5. Пропасть между материальным положением «новых русских» и стариков-пенсионеров не только не уменьшилась, но еще больше углубилась. 6. Журнал «Здоровье» - прекрасный помощник в жизни и смерти. 7. Иванов исключен из колледжа из-за отсутствия наличия признаков старания. 8. Родители Иванова проявляют активное равнодушие к поведению сына. 9. Этот тополь потому и называется пирамидальным, что растет строго горизонтально. 10. Эти воспоминания устремлены не только в прошлое, но и в будущее.

Упражнение 22. Укажите стилистические приемы создания юмора. Разграничьте явления многозначности и омонимии как источник словесной игры.

1. Любил студентов засыпать он, видно, оттого, Что те любили засыпать на лекциях его (Марш.). 2. Народ был, народ есть, народ будет есть. 3. В вопросах чести он был дока. И если брал он деньги в долг, то помнил он о чувстве долга долго (Марш.). 4. Брать деньги в долг прославившийся даром, он кредиторов собственных подвел: они ходили в трауре недаром, когда черту под жизнью он подвел (Козл.). 5. Ах вы, разбойник, ах, злодей, ну как вы поживаете? Вы раздеваете людей, когда их одеваете (Марш.). 6. Мы накануне великого подъема - подъема цен. 7. Спортсмен своей меткой стрельбой поражал не только мишени, но и зрителей. 8. Мой дорогой во всех отношениях доктор обещает мне полное выздоровление (Из газ.). 9. Для производства футбольных голов ноги бывают важнее голов (Козл.). 10. Чем заняты таланты? Возвести! - Да продолжают славный воз везти! - А бездари? - Те мнят, что делают погоду. - А критики? - Темнят. Или молчат по году (Козл.). 11. Край родимый, как ты сердцу дорог, Как твои просторы широки, Отчего же на твоих просторах Муки много больше, чем муки? (Крив.) 12. В любви все средства хороши. И чем они крупнее - тем лучше (Н. Бог.).

Упражнение 23. Сравните предложения; проанализируйте стилистическую правку редактора (правая колонка), назовите исправленные им ошибки. В случае несогласия с редактором предложите свой вариант правки.

1. За год учебы мы потеряли 1. За один учебный год из института

шесть студентов. было отчислено шесть студентов.

2. Продавца можно подобрать 2. Человека на должность продавца

и в самом поселке. можно найти и среди жителей

3. Давно пишется о том, что 3. Уже писали о том, что защита защита наших футбольных наших футбольных команд играет

команд хромает. плохо.

Упражнение 24. Составьте предложения или словосочетания с паронимами. За справками обращайтесь к словарям трудностей русского языка.

Добрый - добротный, дружеский - дружественный, дефектный - дефективный, конструкторский - конструктивный, эффектный - эффективный; блудить - блуждать, отражать - отображать, проводить - производить, представить - предоставить, опробовать - апробировать, укрывать - скрывать, осудить - обсудить; новшество - новинка, урожай - урожайность, существо - сущность.

Упражнение 25. Вместо точек вставьте один из паронимов; мотивируйте свой выбор.

1. Паровоз, натруженно дыша, протащился по платформе, состав... (встать - стать). 2. Перед собранием... (встать - стать) такой принципиальный вопрос. 3. Испытания новой машины... (проводиться - производиться) уже третью неделю. 4. По окончании производственной практики преподаватель должен дать на каждого студента заключение о характере и качестве... (проведенный - произведенный) работы и... (предоставленный - представленный) отчета. 5. Молодежь у нас в группе... (представлена - предоставлена) самой себе. 6. В работах художников и скульпторов... (отражаться - отображаться) труд, быт и отдых забайкальцев. 7. Впечатлений от поездки много, но главное - это исключительно... (дружеский - дружественный) отношение к нам французского народа. 8. Люди, захваченные стихией отступления, не понимающие... (существо - сущность) происходящих событий, нередко случайно оказывались в числе эмигрантов. 9. Конькобежцы США... (опробовать - апробировать) костюм из нового синтетического материала. 10. Эти модели после (апробирование - апробация) переданы в серийное производство. 11. У билетной кассы предъявляли свои... (командировочные - командированные) удостоверения. 12. Мне кажется, что я припоминаю... (лицо - личность) этого человека. 13. На мебель были... (одеты - надеты) чехлы. 14. Молодой актер играет... (главную - заглавную) роль в спектакле «Волки и овцы» А.Н. Островского. 15. Напрягая последние... (силы - усилия), мы достигли вершины горы.

Упражнение 26. Укажите речевые ошибки, возникшие в результате смешения паронимов. Устраните их, правильно выбирая слова.

1. Изменения, прошедшие в стране за последние десять лет, необратимы. 2. Лечебные учреждения проводят дифференциальное питание больных. 3. Он был настоящим сподвижником книги, плоды его просветительской деятельности заметны и поныне. 4. Третий сорт яблок охватывает всю продукцию, не подлежащую перевозке на длительные расстояния. 5. Мастер цеха высказал, что обувь его комбината пользуется большим спросом у покупателей. 6. Первый выпуск журнала был встречен читателями с большой заинтересованностью. 7. Утверждая документацию, директор ставит на ней свою роспись. 8. Для этой книги автор собрал благодарный материал. 9. Уговор фермера с совхозом оказался пустой бумажкой. 10. Универсальный стиральный порошок также употребляется для мойки посуды.

Упражнение 27. Дайте стилистическую оценку употреблению глагола одеть; если необходимо, исправьте предложения.

1. Зима одела землю снегом. 2. На мебель были одеты чехлы, и это придавало комнате нежилой вид. 3. После завтрака он одел сына и вышел с ним на улицу. 4. Мать, больная гриппом, при кормлении грудного ребенка должна одевать марлевую повязку из четырех слоев марли. 5. Причину аварии удалось установить: наладчик Конурин неправильно одел наконечник на трубку. 6. Щиты съемной опалубки одеваются на прутья каркасной арматуры.

Упражнение 28. Укажите смешение паронимов, а также другие речевые ошибки в предложениях, взятых из газетных статей. Исправьте ошибки, предлагая разные варианты стилистической правки.

1. В этот вечер все от мала до велика вышли на стадион. Они стали свидетелями поединка хоккеистов завода и сотрудников конструкторского бюро. 2. В только что отстроенное общежитие заселилось более ста человек. 3. Это была странная любовь. При первой встрече Дина не восприняла Умова всерьез. 4. Самолеты значительно укоротили путь от Камчатки до Якутска. 5. Перед покраской машины ее поверхность обрабатывают пескоструйным аппаратом. 6. Проводится очень объемистая работа по сбору межотраслевой информации. 7. В новом учебнике десятичные дроби не потерпели существенных изменений. 8. Насекомые обладают хорошо развитым обаянием. 9. Ребята близко к сердцу воспринимают недостойное поведение родителей. 10. Участники собрания строго обсудили тех, кто забывает о своем долге. 11. Служба первое время поддавалась нелегко. 12. Он понял, что стал косным виновником гибели товарища.

Упражнение 29. Сравните предложения; укажите, чем вызваны лексические замены, какие ошибки устранил редактор; в случае несогласия с ним дайте свои варианты стилистической правки. Выполняя упражнение, пользуйтесь толковыми словарями русского языка и словарями паронимов.

1. Грипп очень заразителен, поэтому его нельзя переносить на ногах. 2. Необходимо привить ребенку правила личной гигиены при обращении с животными. 3. В этом квартале мы стали выпускать пряники с именами новых сортов: «Москва», «Шоколадные», «Российские». Они обладают отличными качествами. 4. Создать сытую зимовку для животноводства - первейшая задача фермера. 5. Не стремление к внешней эффективности ведет перо писателя, а желание глубже и ярче выявить смысл происходящего. 6. Заглавная тема созданных писателем в эти годы произведений - борьба его народа за свободу и независимость. 7. Изучая личность актера, гример первый проникает в его душевный мир. 8. Не успел прозвенеть церковной колокол, как народ двинулся к городской площади. 1. Грипп - заразное заболевание, поэтому больные должны быть изолированы. 2. Необходимо приучить ребенка мыть руки после того, как он играл с кошкой или собакой. 3. В этом квартале мы стали выпускать новые высококачественные сорта пряников: «Москва», «Шоколадные», «Российские». 4. Сейчас главная задача фермеров - обеспечить скот кормами на зиму. 5. Не погоня за внешними эффектами водит пером писателя, а стремление проникнуть глубже в сущность изображаемых событий. 6. Главная тема созданных писателем в эти годы произведений - борьба его народа за свободу и независимость. 7. Изучая лицо актера, гример первым проникает в его духовный мир. 8. Не успел прозвонить церковный колокол, как народ двинулся к городской площади.

Упражнение 30. В отрывке из повести В. Распутина «Прощание с Матерой» (текст приводится в сокращении) выделите имена существительные, выполняющие экспрессивную функцию. Дайте оценку стилистическому использованию форм рода и числа существительных.

Матеру, и остров и деревню, нельзя было представить без этой лиственницы на поскотине. Она возвышалась и возглавлялась среди всего остального, как пастух возглавляется среди овечьего стада, которое разбрелось по пастбищу... Но говорить «она» об этом дереве никто, пускай пять раз грамотный, не решался; нет, это был он, «царский листвень» - так вечно, могуче и властно стоял он на бугре в полверсте от деревни...

За век свой он наронял так много хвои и шишек, что земля вокруг поднялась легким, прогибающимся под ногой, курганом, из которого и выносился могучий, неохватный одними руками ствол.

А неподалеку, метрах в двадцати ближе к Ангаре, стояла береза, все еще зеленеющая, дающая листву, но уже старая и смертная. Лишь она решилась когда-то подняться рядом с грозным «царским лиственем». И он помиловал ее, не сжил. Быть может, корни их под землей и сходились, знали согласие, но здесь, на виду, он, казалось, выносил случайную, заблудшую березу только из великой и капризной своей милости.

И вот настал день, когда к нему, к «царскому лиственю», подступили чужие люди. Это был уже не день, а вечер, солнце село, и на остров спускались сумерки. Люди эти возвращались со своей обычной работы...

Тот, что шел первым, с маху, пробуя листвень, стукнул обухом топора о ствол и едва удержал топор, с испугом отдернув голову, - с такой силой он спружинил обратно.

Ого! - изумился мужик. - Зверь какой! Мы тебе, зверю... У нас дважды два четыре. Не таких видывали...

Он отбросил в сторону бесполезный топор и взялся собирать и ломать ногами валявшиеся кругом сучья, складывая их крест-накрест под дуплистой нишей. Товарищ его молча, все с той же позевотой, полил из канистры ствол бензином и остатки побрызгал на приготовленный костерок. Отставил позадь себя канистру и чиркнул спичку. Огонь тотчас схватился, поднялся и захлестнул ствол.

Но утром, когда они шли на нижний край острова, где еще оставалась работа, листвень как ни в чем не бывало стоял на своем месте.

Бригадир, по стати самый невзрачный из всех, но с усиками, чтобы не походить на мальчишку, задрал вверх голову:

Здоровый, зараза! Не примут. Надо что-то делать.

Пилу надо.

Развести пожарче, и пыхнет как миленький. Горючки надо побольше.

Огонь поплясал, поплясал и начал, слизнув бензин, сползать, отделяться от дерева, точно пылал вокруг воздух, а листвень под какой-то надежной защитной броней оставался невредимым.

Упражнение 31. Проанализируйте примеры авторской правки прозы А.С. Пушкина, А.П. Чехова, А.И. Куприна. Попытайтесь объяснить, чем вызвано исключение из текста тех или иных прилагательных (они даны в скобках), введение новых (они выделены курсивом), замена одних прилагательных другими. Дайте оценку стилистического использования имен прилагательных русскими писателями.

I. 1. Лиза вошла в сумрак рощи. (Невнятный) Глухой перекатный шум ее приветствовал девушку. 2. В одну минуту окрестность исчезла в мутной и желтоватой мгле. 3. Перед ним была равнина, устланная (чистым) белым волнистым ковром. 4. И (добрый) хозяин Кистеневки в последний раз перешел за порог своего дома. 5. Перед домом расстилался (овальный) густозеленый луг, на коем паслись (прекрасные) (величавые) швейцарские коровы. 6. (Славный проповедник) Молодой архиерей произнес надгробное слово. 7. Но предубежденный Ибрагим или ничего не замечал, или видел одно лишь (неловкое) кокетство. 8. Пол был обит (огромным) зеленым сукном и устлан (персидскими) коврами (П.).

II. 1. Вошел отец Андрей со своей хитрой улыбкой. 2. (Говорили о том, что она [Аня]...) Осуждали ее за то, что она вышла (из-за денег) за нелюбимого, нудного, скучного человека. 3. Егорушка решил, что Дымов очень (нехороший) злой человек (Ч.).

III. 1. Чехов... разражался милым, искренним и глубоким смехом. 2. Захохотал своим громким (задушевным) ясным смехом. 3. Он требовал от писателей обыкновенных житейских сюжетов. 4. Вся сумма его (жизненного) (громадного) большого и тяжелого житейского опыта, все его огорчения, скорби, радости и разочарования выразились... в мечте... о счастье. 5. Удивительная деликатность, чуткость и внимание, но никогда не выходящие из рамок (простых) обыкновенных, как будто умышленно будничных отношений. 6. Как часто приходилось ему выслушивать тяжелые исповеди, помогать словом и делом, протягивать падающему свою нежную и твердую руку. 7. Помнится мне теперь очень живо пожатие его большой, сухой и горячей руки. 8. В хорошие теплые утра его можно было видеть на скамейке за домом. 9. У него в рассказах профессор говорит и думает именно как (типичный) старый профессор, а бродяга - как истый бродяга (Купр.).

Упражнение 32. Дайте оценку употреблению относительных прилагательных. Проследите, как усиливаются их изобразительно-выразительные возможности (путем метафоризации, сообщения им качественных оттенков, образования от них степеней сравнения, кратких форм, форм субъективной оценки, пояснения их сравнениями и т.д.).

1. С хозяйкой у ней наибеспрерывнейшие раздоры (Дост.). 2. Утро туманное, утро седое, нивы печальные, снегом покрытые (Т.). 3. Луна где-то сзади над городом, река под тенью его черна и бархатна (М.Г.). 4. Невыразимо прекрасен его [огня] великолепный, едва заметный для глаза трепет, создающий в пустыне неба и океана волшебную картину огненного города (М.Г.). 5. Весенний день горяч и золот (Сев.). 6. Рассвет этого дня был совсем зимний - неохотный, серый (Фед.). 7. Волосы Лизы как никогда были воздушны (Фед.). 8. О, я все могу выносить, потому что у меня железная воля! (Леек.). 9. Деревянен братец твой, деревянен... Мозги у него прямые какие-то (Леон.). 10. Лица становятся каменней, дрожь пробегает по свечкам. (Паст.). 11. И ты знаешь, что нас разлученней в этом мире никто не бывал (А.А.). 12. И все же у них и башмаки были чуть моднее наших, казенных, и рубашки побелее наших, белоснежных, и портфели у них были пороскошнее, и авторучки позаграничнее наших (Рек.).

Упражнение 33. В отрывке из рассказа И.С. Тургенева «Льгов» определите эстетическую функцию различных частей речи в процессе образной конкретизации. Анализируя содержание текста, покажите, как нарастание динамизма действия отражается на употреблении именных и глагольных форм. Назовите глаголы, которые передают динамику борьбы, охоты, и глаголы, которые изображают жест, поведение человека; укажите их грамматические особенности (вид, наклонение, время и др.). Дайте оценку стилистическому использованию глаголов.

Через четверть часа мы уже сидели в дощанике Сучка... У тупого, заднего конца стоял Сучок и «пихался»; мы с Владимиром сидели на перекладине лодки; Ермолай поместился спереди, у самого носа. Несмотря на паклю, вода скоро появилась у нас под ногами. К счастью, погода была тихая, и пруд словно заснул.

Мы плыли довольно медленно. Старик с трудом выдергивал из вязкой тины свой длинный шест, весь перепутанный зелеными нитями подводных трав; сплошные, круглые листья болотных лилий тоже мешали ходу нашей лодки. Наконец мы добрались до тростников, и пошла потеха. Утки шумно поднимались, «срывались» с пруда, испуганные нашим неожиданным появлением в их владениях, выстрелы дружно раздавались вслед за ними, и весело было видеть, как эти кургузые птицы кувыркались в воздухе и тяжко шлепались об воду. Всех подстреленных уток мы, конечно, не достали: легко подраненные ныряли; иные, убитые наповал, падали в такой густой майер, что даже рысьи глазки Ермолая не могли открыть их; но все-таки к обеду лодка наша через край наполнилась дичью.

Владимир, к великому утешению Ермолая, стрелял вовсе не отлично и после каждого неудачного выстрела удивлялся, осматривал и продувал ружье, недоумевал и, наконец, излагал нам причину, почему он промахнулся. Ермолай стрелял, как всегда, победоносно, я - довольно плохо, по обыкновению. Сучок посматривал на нас... изредка кричал: «Вон, вон еще утица!» - и то и дело почесывал спину - не руками, а приведенными в движение плечами. Погода стояла прекрасная: белые круглые облака высоко и тихо неслись над нами, ясно отражаясь в воде; тростник шушукал кругом; пруд местами, как сталь, сверкал на солнце. Мы собирались вернуться в село, как вдруг с нами случилось довольно неприятное происшествие.

Упражнение 34. Перестройте предложения таким образом, чтобы выраженное в них утверждение или отрицание приобрело усилительный, экспрессивный характер.

1. Банкиры и региональные власти заинтересованы в тесном сотрудничестве. 2. Вексельная программа банка успешно работает. 3. Рамки этого сотрудничества будут расширяться. 4. Чемпион не растерялся после первого поражения. 5. Не всякий иностранец решится в наше время «делать бизнес» в России. 6. Контрабанда снижает себестоимость сигарет. 7. Отсутствие таможенных границ с Белоруссией наносит ущерб российскому бюджету.

Упражнение 35. К приводимым предложениям дайте все синонимические синтаксические варианты, используя различные типы двусоставных и односоставных предложений. При составлении синонимических вариантов старайтесь сохранить смысл первоначального предложения; сделайте сравнительный стилистический анализ предложений-синонимов.

Образец: Я читаю книгу с удовольствием. - Читаю книгу с удовольствием. - Книга! Ее нельзя читать без удовольствия. - Читая книгу, получаешь удовольствие. - Книга читается с удовольствием. - Книгу читают с удовольствием. - Мне сегодня читается: книга интересная и т. д.

1. Погода, кажется, начинает портиться. 2. Мне хотелось бы провести выходной с друзьями. 3. Эти строки я пишу в самолете, который пролетает над Атлантическим океаном. 4. Заканчивая работу над этой композицией, скульптор вдруг подумал, а стоило ли ему так трудиться. 5. Лирический герой не может быть не похож на поэта.

Упражнение 36. Замените все односоставные и неполные предложения синонимическими конструкциями, сохраняя по возможности смысл и лексику оригинала. Сделайте сопоставительный анализ полученных пар предложений и дайте стилистическую оценку вариантов, употребленных автором статьи.


Цели и задачи исследования. Показать, что выбор нужного синонима и правильное его употребление- необходимое условие яркой, выразительной и точной речи. Выяснить, что такое синонимы и почему они возникают; Отличить синонимы друг от друга Исследовать роль синонимов в языке художественных произведений; Провести лингвистический эксперимент с учащимися 5 класса на использование слов синонимического ряда глагола «сказать»; Научиться самостоятельно работать с различной литературой и словарями.


Проблемы исследования Выбор нужного синонима и правильное его употребление необходимое условие яркой,выразительной и точной речи. Научиться восхищаться умением русских писателей и поэтов обращаться словами синонимами, из которых автору нужно было выбрать одно, самое меткое.


Краткая аннотация проекта Данный проект приглашает учащихся 4-5 классов обратить внимание на собственную речь, язык наш хранит много тайн и секретов. Цель проекта - вызвать интерес к изучению языка у учащихся, заставить их задуматься над его глубиной и необычностью и самостоятельно решить ряд лингвистических задач, определить место русского языка в системе мировых языков, заглянуть в историю возникновения языка. Может быть использован при изучении темы «Лексика», «Синонимы», а также при изучении элективного курса «Культура речи», на факультативных занятиях по русскому языку. Главным в этом проекте является совершенствование у учащихся навыков работы с информацией, формирование высокой культуры речевого общения, развитие коммуникативных качеств. В ходе проекта учащиеся самостоятельно проводят групповые исследования по различным источникам информации и оформляют результаты своих исследований в виде презентации, буклета, вики-статьи. В процессе работы над проектом у учащихся формируется представление о синонимах как источниках богатства и выразительности русской речи.


Актуальность исследования сопутствовалаСинонимы делают речь более литературной и изящной. Если мы все время будем повторять одно то же слово,например,слово писатель,то это будет читателя раздражать,как звук царапанья по стеклу. Знание синонимических богатств родного языка -необходимое условие речевой культуры человека. Неправильный выбор слова делает речь неточной, а порой искажает смысл высказывания, например, Погода сопутствовала хорошему отдыху(вместо благоприятствовала); У куниц скоро появится наследство(имеется в виду потомство);На вступительном экзамене в Академию печати юноша написал в сочинении:»Я знаю, что еще живы предки А.С.Пушкина»(конечно, он имел в виду потомков поэта).Нелепые высказывания в подобных случаях придает фразе комическое звучание. Можно писать и говорить черствый хлеб, батон; черствый человек, но нельзя сказать «черствая конфета»(шоколадка), «черствый товарищ».Нельзя все время повторять: он сказал, она сказала. Язык предоставляет нам и другие возможности: прошептал,промолвил, крикнул, закричал, возразил. Благодаря синонимам у нас есть возможность избегать в речи одинаковых слов и оборотов и в то же время сохранить нужный смысл.




Как можно назвать человека,который очень силен?Конечно, силач- «человек, обладающий большой физической силой».а того кто может победить даже силача? Геркулес- «человек, обладающий громадной физической силой».(Именем Геркулес римляне называли знаменитого древнегреческого героя Геракла, совершившего 12 подвигов).У слов силач и геркулес почти одинаковое значение, и в то же время они незначительно различаются. Такие слова,которые имеют почти одинаковое значение и лишь незначительно различаются, называются синонимами. Главное достоинство синонимов- способность обозначать небольшие различия, а это значит, что синонимы позволяют более точно, более ярко выразить мысль. Более торжественно, чем Родина, звучит слово Отчизна. Друг-это человек, близкий по духу убеждениям, на которого можно положиться, а приятель-тот, с кем сложились хорошие, но не очень близкие отношения.


По-разному трудятся синонимы, делая нашу речь точной и выразительной. Одни передают тонкие оттенки значений,другие виды синонимов позволяют нам видеть говорить возвышенно или грубо- пренебрежительно(очи- зенки),доброжелательно или иронично(бабуля-старушенция), официально или не официально(отбыть - уехать).Слово мальчик можно употребить в любом случае, не выражая своего отношения, а слово пацан- только в непринужденном, фамильярном разговоре.


Чем отличаются синонимы языка друг от друга. Синонимы языка отличаются друг от друга употребительностью. Глаза, очи, зеницы, гляделки- существительные обозначающие орган зрения, но только слова глаза сейчас общеупотребительно;очи- слово поэтическое, зеницы -старое, а гляделки- просторечное. Между этими словами есть и смысловые различия: очами можно назвать лишь большие красивые глаза, гляделками, напротив, глаза маленькие или невыразительные, а слово глаза подходит во всех случаях.




Синонимия в речи одноклассников. Пользуемся ли мы синонимией? Для нашего исследования мы провели стилистический эксперимент. Учащимся предлагался следующий текст, в котором слово «сказал» нужно было заменить синонимами, не повторяясь. Всего в тексте оно встречается 32 раза. Скажите сами. Встретился мне один молодой писатель. - Хочешь, я прочту тебе мой новый рассказ? – сказал он. - Конечно, - сказал я. - Ну как, нравится? – сказал он, окончив чтение. - Я скажу тебе правду, - сказал я. - Скажи, - сказал он. - Во-первых, у тебя на каждой строчке «сказал я» и «сказал я», - сказал я ему. - Сейчас можно говорить «сказал он» и «сказал я», - сказал он. - Во-вторых, тебе нечего сказать, - сказал я. - Я сказал все, что хотел сказать, - сказал он. - Чем такое говорить, лучше вообще не говорить, - сказал я. - Ну что сказать о человеке с таким вкусом? – сказал он. - Я сказал то, что думал, - сказал я. - Правду мне сказали, что ты кретин, - сказал он. - Повтори, что ты сказал? – сказал я. - Что сказал, то и сказал, - сказал он. - Еще слово скажешь? – сказал я. - Скажу еще больше, - сказал он. - Ну что такому скажешь! – сказал я сам себе, - с ним бесполезно говорить: он все равно скажет, что все сказанное им бесспорно. Теперь скажите сами: разве я ему не правду сказал? В эксперименте участвовало 10 человек. У нас получились результаты:




К сожалению, с этой работой на сто процентов никто не справился. Ученики используют в своей речи «глаголы говорения» как книжного, так и разговорного стилей: сказать, говорить, спрашивать, выражаться, высказываться, разглагольствовать, бормотать, интересоваться, изъясняться, рассуждать, толковать, плести, лепить, повторять, добавлять, философствовать, произносить, лепетать, молвить, восклицать, вопрошать, взмолиться, вспоминать, критиковать, сообщать, восхищаться, ораторствовать, кричать, орать, вопить, браниться, базарить, мямлить, шептать, болтать, бачить, брякать, гнусавить, мычать, городить, лаяться; синонимичные им фразеологизмы: молоть чепуху, чесать языком, чесать по-писанному, зацепиться языком, распустить язык.


Роль синонимов в языке художественных произведений. Не все значения слов в равной степени известны всем говорящим. Поэтому в речи разных лиц, различно овладевших допускаемыми литературной нормой правилами синонимических сближений, может встречаться неодинаковая речевая синонимия. Например, слово прозябать. У него два значения: 1) расти, произрастать и 2) вести пустое, бесцельное существование. В первом значении глагол прозябать сейчас используется очень редко. Глагол обычно употребляется в разговорном языке со значением сильно озябнуть. В этом значении он вступает в синонимические связи не только со своим приставочным вариантом озябнуть, но и со словом замёрзнуть, хотя это последнее слово, в свою очередь, означает не только сильно озябнуть, но и погибнуть от холода.


Кузьма Прутков «Помещик и садовник». На двух значениях глагола прозябнуть и различии его синонимии построена басня Кузьмы Пруткова «Помещик и садовник»: Помещику однажды в воскресенье Поднёс презент его сосед. То было некое растенье, Какого, кажется, в Европе даже нет. Помещик посадил его в оранжерею; Но как он сам не занимался ею (Он делом занят был другим: Вязал набрюшники родным), То раз садовника к себе он призывает И говорит ему: «Ефим!» Блюди особенно ты растеньем сим – Пусть хорошенько прозябает!» Зима настала между тем. Помещик о своём растенье вспоминает И так Ефима вопрошает: «Что? Хорошо ль растенье прозябает?» «Изрядно, - тот в ответ, - прозябло уж совсем!» Пусть всяк садовника такого нанимает, Который понимает, Что значит слово «прозябает». Если помещик употребляет глагол прозябать в старокнижном значении пускать росток, произрастать, то садовник Ефим по норме разговорно-просторечного языка формы прозябать и прозябнуть объединяет как видовые формы одного и того же глагола, имеющего значение замерзать, озябнуть, погибнуть от холода.


Ф. Тютчев «Весна» Зима недаром злится: Прошла её пора – Весна в окно стучится И гонит со двора.. Весна, зима изображаются как живые существа: зима злится, весна стучится. Писать просто и красиво – два равнообязательных требования к поэтической речи. Без речи ясной и выразительной нет искусства слова, нет поэтической речи. В поэзии есть свои речевые традиции, художественные стили. Они порождают слой поэтической лексики – синонимы поэтической речи. Например, слова очи – зеницы, синь – лазурь являются поэтическими синонимами. Выйдешь в поле – весна над равниною Из цветов вышивает узор, Вереницу следит журавлиную Голубыми глазами озёр..


М.Ю. Лермонтов Тучи» В апреле 1840 года М.Ю. Лермонтов написал стихотворение «Тучи»: Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники, С милого севера в сторону южную. В стихотворении А.С.Пушкина: Последняя туча рассеянной бури! Одна ты несёшься по ясной лазури…. Язык художественной литературы содержит много речевых синонимов, создаваемых переносным употреблением слов, привлечением слов старинных и разговорных. Хотя зима не злится, а весна не стучится, хотя человек не заяц и не волк, однако такой способ выражения своих мыслей и чувств обладает своими достоинствами: слова получают дополнительную выразительность.


К.Паустовский «Заячьи лапы». Встретился-попался,убежал- удрал,выбежал,побежал, выбежал,побежал; заволновался- затревожился,забеспокоился,па хнет-сильно тянуло гарью,догнать-нагнать, тащить- волочить,чувствовать- чуять,почуять,подождать- быстро- живо,проворно,скоро,брать- подобрать. Писатель употребил эти синонимы, чтобы более точно описать пожар.



В этом стихотворении много непривычных слов – старинных, которые сейчас почти не употребляют, и понять стихи трудно, если не поняты все слова. Зато, разобравшись с каждым таким непонятным словом, для нас открывается весь смысл этих стихов и вся их красота. Кудесник - волшебник; это слово родственно словам "чудо", "чудесный". Чтобы понять, что это был за кудесник, нужно посмотреть объяснения к словам "волхвы" и "Перун". Перун – божество древних славян; они верили в то, что Перун – могучий повелитель грозы и грома. Перуна почитали у старого дуба или на специальных местах – капищах, где горел священный огонь. Такое капище археологи раскопали недалеко от Новгорода. Завет – от слова "завещать", что значит "обещать". Кудесник знал то, что "завещали". "обещали" на будущее боги, в которых он верил. Он был "вестником" этих заветов, то есть "вещал" о будущем, предсказы- вал будущее. Для придания торжественности стихотворению поэт употребляет книжное слово «кудесник».


Пошел он ко своей землянке, А землянки нет уж и следа; Перед ним изба со светелкой, С кирпичною, беленою трубою.(А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке») Только вымолвить успела, Дверь тихонько заскрыпела, И в светлицу входит царь, Стороны той государь.(А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»).


Заключение. Читая произведения писателей и поэтов, мы учимся правильному общению с людьми, повышаем культуру речи, становимся внутренне лучше, чище и богаче, а это очень важно в современном обществе. Речь, обогащенная синонимами, приносит успех оратору, увлекает искренностью, заставляет быть единым целым в беседе, работе, общении с людьми. Если речь обогащается синонимами, то она становится яркой, выразительной, точной, эмоцональной.